Чему облачные вычисления могут научить автомобильную промышленность | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему облачные вычисления могут научить
автомобильную промышленность

Некоторые факторы, ставшие причиной изменений в ИТ, помогут нам увидеть будущее транспортной индустрии.

Автор: Максвелл Вессел

Чему облачные вычисления могут научить автомобильную промышленность

читайте также

Как защитить лучших сотрудников от выгорания

Мэтт Пламмер

Сможет ли HBO обогнать конкурентов?

Уолтер Фрек

Люди-дикобразы

Роберт Саттон

Перемены требуют определенного контекста

Рон Ашкеназ

Транспортная индустрия — одна из ведущих в мире. Пять крупнейших мировых автомобильных корпораций получают более €750 млрд дохода ежегодно. На этом ранке доминируют глобальные бренды: BMW, Ford, Daimler. И все же, несмотря на столь гигантские объемы, в этой сфере настал период преобразований. Транспортные компании нового типа, такие как Uber, Lyft, Zipcar и Grabtaxi, постепенно меняют наше отношение к автомобилям.

Нечасто случается, чтобы отрасль, оказывающая столь мощное и ощутимое воздействие на нашу жизнь, переживала подобного рода потрясения. Но не так давно похожие процессы протекали на рынке информационных технологий. Компьютеры являются такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как и машины. И подобно автомобильному бизнесу сейчас, за последние пятнадцать лет сфера ИТ пережила свою эпоху перемен.

Некоторые факторы, ставшие причиной изменений в ИТ, помогут нам увидеть будущее транспортной индустрии. В частности, если рассмотреть четыре основных аспекта, которые предопределили появление и развитие облачных технологий, то несложно будет понять, почему на рынке происходит движение в сторону «облачных» перевозок.

1. Аренда почти всегда дешевле, чем покупка.

В прошлом арендная инфраструктура была сравнительно дорогой. Арендатору при этом приходилось не только обеспечивать прибыль арендодателю, но и довольствоваться весьма ограниченными возможностями выбора. Однако за последние десять лет ситуация в компьютерном мире полностью изменилась, в основном благодаря численному росту потребителей ИТ-продукции.

Сегодня поставщики облачных услуг обладают как достаточной покупательской способностью, так и грамотной эксплуатационной политикой, что позволяет им снизить до минимума конечную стоимость единицы хранения или вычислительной мощности. А система самообслуживания, которую обеспечивает масштабируемый веб-интерфейс, дает возможность гибкой настройки под индивидуальные нужды клиента без существенного увеличения издержек.

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Подобный же сдвиг стоит ожидать и в транспортном бизнесе. Гиганты рынка «облачных» перевозок, подобно своим коллегам из сферы ИТ, всячески заинтересованы оптимизировать свой автопарк таким образом, чтобы сократить стоимость проезда (на километр пробега). В отличие от среднестатистического покупателя, поставщики «облачных» перевозок (или их водители) постараются приобретать наиболее экономичные автомобили, обслуживать их оптимальным образом, а также выводить автотранспорт из эксплуатации по наиболее продуманной и просчитанной схеме. (Вам никогда не приходило в голову, почему Hertz не держит машины с пробегом свыше 50 000 километров?)

Пройдет еще немало времени, прежде чем «облачные» перевозчики предоставят такое же разнообразие выбора, какое обеспечивает личный автомобиль. Но для многих из нас достаточно будет и того, что они предложат. Когда это случится, мы можем ожидать, что стоимость аренды будет ниже стоимости владения.

2. Действие эффекта масштаба станет решающим фактором в достижении выдающихся результатов.

В мире облачной инфраструктуры (будь то компьютеры или транспорт) размах деятельности дает ряд преимуществ. Кроме увеличения покупательской способности, масштаб помогает компаниям создавать сильные сетевые эффекты. На рынке программного обеспечения это помогает привязывать новых разработчиков и пользователей к определенной платформе, упрощает обслуживание и выпуск приложений, ускоряет поиск нужных специалистов.

В области транспорта сетевые эффекты увеличивают ценность несколькими способами. Во-первых, это удобство. Чем больше в городе машин Zipcar, тем больший интерес этот сервис представляет для потребителей. Чем больше у Zipcar клиентов, тем больше автомобилей компания Zipcar может поддерживать. Точно так же и с Uber: чем больше водителей Uber в городе, тем с большей охотой люди пользуются их услугами, что привлекает новых водителей работать на Uber.

Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Во-вторых, плотная сеть помогает сократить затраты. Для водителя сервиса совместных поездок (ride-sharing) каждый километр без пассажира — это километр издержек, которые должны быть покрыты. Если компания выстроит сеть достаточной плотности, водитель сможет высадить вас на одном углу улицы, а на другом его уже будет ждать следующий клиент.

Мы наблюдали, как в сфере облачных технологий действие сетевых эффектов только укрепляло позиции крупных игроков, препятствуя новичкам проникать на этот рынок. В мире транспортных услуг такая опасность, безусловно, тоже существует. Вот почему бизнес нового поколения стремится как можно быстрее расширять свои сети.

3. Старой гвардии будет трудно приспособиться.

Как обычно и бывает с волнами подрывных инноваций, производителям, которые будут пытаться адаптировать свой бизнес к «облачной» модели, придется нелегко.

Почему? В основном потому, что самые ценные клиенты в их сегодняшнем портфолио в новом мире могут оказаться не столь уж и важны. Предположим, что сейчас автомобильные компании делают ставку на богатого потребителя, который готов платить за роскошный, подогнанный под его требования салон. А завтра лучшим сегментом на рынке могут стать покупатели B2B, приобретающие машины для своего бизнеса огромными партиями. К сожалению, у этих новых клиентов совершенно другие нужды и требования. Их заинтересует даже мизерное увеличение эффективности, на которое не обратит внимания и самый привередливый из покупателей. Им потребуется автомобиль с низкой стоимостью эксплуатации и экономным расходом топлива, но служить при этом он должен вечно. Ну а с появлением рынка автономных средств передвижения им, возможно, понадобятся машины с принципиально другой схемой обслуживания, компоновкой и архитектурой.

Читайте материал по теме: Почему гендиректор Uber похож на Вандербильта

Теория подрывных инноваций предполагает, что, несмотря на все сегодняшнее могущество традиционных автопроизводителей и силу брендов, эти факторы значительно осложнят их адаптацию к новым реалиям бизнеса.

4. Перемены будут не очень быстрыми, и еще долго будут сохраняться области, не охваченные новыми технологиями.

Если облачная революция в ИТ чему нас и научила, так это тому, что области, не охваченные новыми технологиями, сохраняются в течение десятилетий. Несмотря на все известные преимущества облачных вычислений, нам еще далеко до мира, в котором им подвластно все. Тем не менее для большинства компаний, «облако» — это находка.

Рынок транспорта пойдет схожим путем. Пройдет еще много времени, прежде чем нам удастся наладить инфраструктуру нового поколения в пригородных и сельских районах. Люди, по-настоящему увлеченные автомобилями, вряд ли откажутся от своего пристрастия. И, кроме того, сегодня нет ничего, что смогло бы удовлетворить специфические нужды тех, кто занимается вывозом мусора, перевозкой строительного инструмента или пассажирскими перевозками на большие расстояния на регулярной основе.

Кроме чисто функциональных ограничений, долгое время будут сохраняться проблемы правового характера. Мы видим, что уже возник целый ряд вопросов, касающихся статуса занятости наемных работников компаний Uber и Lyft. Со временем подобных случаев станет еще больше. Нельзя сказать, что правовые проблемы сильно осложняли продвижение облачных вычислений, но ведь и сохранность информации — вопрос не столь значительный в сравнении с физической безопасностью наших родных и близких. Проверки анкетных данных и серьезный отбор при приеме на работу станут еще более важной темой на рынке. Что касается автономного транспорта, здесь немало времени уйдет на адаптацию правил, тестирование новой техники, а также создание программного обеспечения.

Однако так же, как и с облачными вычислениями, даже если мы не увидим массового перехода на новую модель бизнеса, перемены все равно будут заметны, причем в самом скором времени. В течение нескольких лет основные тренды проявятся и укажут нам путь в будущее, столь непохожее на настоящее.

Десять лет назад многие светлые головы предсказывали, что облачные вычисления — это выбор завтрашнего дня. Сейчас похожие тенденции наблюдаются в сфере транспорта. Следует предположить, что ценовое преимущество будет на стороне «облачных» перевозчиков, что увеличение масштабов деятельности приведет к повышению эффективности, что старой гвардии автопроизводителей для выживания придется приспособиться к новому миру, старики сойдут со сцены — и перемены в конце концов наступят.

Читайте по теме: