Как отличить инновацию от хорошего пиара | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как отличить инновацию от
хорошего пиара

Во многих организациях инновации трансформировались в основное, прямо-таки волшебное слово — всем они нужны неотложно.

Автор: Скотт Энтони

Как отличить инновацию от хорошего пиара

читайте также

Дойти своим умом

Комсток Бет

Учитель истории Леонид Кацва: «Дети стали гораздо свободнее»

Анна Натитник

Что нужно знать о дополненной реальности

Джеймс Хеппелманн,  Майкл Портер

Сенсорный ответ: как ведут себя мужчины и женщины на рабочем месте

Бен Уэбер,  Лора Фримен,  Стивен Турбан

Видеозапись была прекрасна. Сделанная профессионально, она прославляла ту площадку, где компания собиралась развернуть инновации. С дронов снимали открытое офисное пространство, всюду яркие цветные наклейки. На заднем плане тарахтел 3D-принтер. Не забыли даже стол для мини-футбола. Да уж, денег на монтаж не пожалели!

Но дальнейшее расследование показало, что видео представляло собой лишь красивую картинку — пропаганду инноваций, в которой славятся великие усилия, не дающие никакого результата.

Во многих организациях инновации трансформировались в основное, прямо-таки волшебное слово — всем они нужны неотложно. По ряду всем понятным причин компании наращивают свой инновационный потенциал — среди них и борьба со старыми и новыми конкурентами, и желание поднять боевой дух коллектива и привлечь талантливую молодежь.

Некоторые компании уже приступили к реальным инновациям, и есть среди них образцы и любимцы публики — такие, как Alphabet (Google), Amazon.com, Disney Pixar, 3M, Philips. Некоторые пока не столь заметны — как Globe Telecom на Филиппинах, Tata Sons в India или DSM в Голландии.

Эти компании направляют инновации стратегически, то есть все инновационные планы встроены в общую стратегию фирмы и систему распределения ресурсов. Они осуществляют инновации неумолимо за счет четких процедур и применяют богатый инструментарий, чтобы вовремя находить, формировать и использовать возможности для рывка. Они интенсивно продвигают инновации, собирая лучшие таланты для генерации идей, а не рассчитывая на то, что чудесные открытия произойдут сами собой (если отвести пятницу для мозгового штурма или воскресенье для медитации). Они методично отслеживают инновации внутри компании, выделяя самые многообещающие и ускоряя их реализацию, а менее перспективные отсеивают, не позволяя им превратиться в зомби-проекты, которые будут понапрасну высасывать ресурсы из предприятия. Наконец, эти фирмы тщательно и постепенно взращивают инновации, понимая, что структура современной организации настроена на эффективный бизнес в условиях сегодняшнего дня, а не на эксперименты в поисках дня завтрашнего.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

А компании, ограничивающиеся пиаром (пусть и хорошим), подходят к инновациям непоследовательно, рывками. Может, они и пригласят специалиста по инновациям, но оставят его без подчиненных и бюджета. Или как тот стартап, снявший красивое видео, они удовольствуются строительством распрекрасной лаборатории, которая будет пустовать за исключением тех случаев, когда явятся с визитом журналисты, потенциальные клиенты или представители регулирующих органов, от которых зависит льготное налогообложение. Все чаще прибегают к такому ходу: выпускают пресс-релиз с известием об «инкубаторе» или «акселераторе» или другом каком новаторском отделе и сообщают о планах сотрудничать с «сообществом стартапов», но в этих акселераторах и инкубаторах ничего не свершается. Наконец, проводятся фестивали и марафоны идей, но опять же никто понятия и не имеет, как ими распорядиться!

Вполне естественно поручить кому-то из сотрудников заняться инновациями, открыть отдельный офис для отдела НИОКР, да и сотрудничество со стартапами пойдет только на пользу. Если это происходит в рамках продуманной стратегической инновации, каждый такой фрагмент пазла складывается в общую картину.

Но сами по себе эти точечные решения ничего не дают, прямо-таки дискредитируют само понятие «инновации» в глазах нынешнего и грядущего поколения стартаперов и инноваторов.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

В следующий раз, когда вы заподозрите, что вместо инновации вам подсовывают пиар, задайте любезно пять вопросов:

  1. Какой перспективный проект вы сейчас осуществляете?
  2. Как он вписывается в стратегию компании?
  3. Насколько вы продвинулись в его реализации?
  4. Как вы собираетесь ускорить продвижение от идеи до результата?
  5. Какая доля инвестиций фирмы направляется на воплощение конкретно этой идеи?

Если в ответ вытаращат глаза или понесут чушь — то это и есть ответ.

В корпорациях, особенно с глубоко укоренившимися традициями, где противятся всему новому, инновации даются нелегко. И хороший пиар тут не поможет, а только повредит. Давайте постараемся меньше говорить об инновациях, а больше делать — и делать продуманно.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена