читайте также
Многие онлайн-сервисы, такие как Uber или Airbnb, до сих пор наслаждаются свободой. От административного вмешательства. Например, владельцу вашей Airbnb-квартиры не нужно беспокоиться о противопожарной безопасности. Точно так же только вам решать, насколько удобно и безопасно такси, которое вы вызвали (и здесь вы полагаетесь на отзывы других пользователей, размещенных в приложении).
В Силиконовой долине все большую популярность набирает подход невмешательства в работу таких сервисов. Считается, что онлайн-платформы формируют новые рынки, к которым регулирующие органы не знают даже как подступиться, ведь устанавливать те же требования, что и к обычным компаниям, не представляется возможным. Тем не менее мы убеждены, что онлайн-сервисы не меняют индустрию изнутри, меняется лишь форма, но не суть. Онлайн-платформы — лишь «старое вино в новой бутылке». С традиционной бизнес-моделью у них гораздо больше общих черт, чем различий, — значит и регулироваться они должны сходным образом.
В первую очередь следует определиться с тем, что представляет собой новый рынок как таковой. На наш взгляд, это торговая площадка, где продукты и услуги находят своих покупателей — в рамках сделок, которые ранее не заключались в таком виде. Яркий исторический пример —появление сотовых телефонов. Это был принципиально новый рынок, поскольку до тех пор пользователи не могли общаться по телефону друг с другом иначе, чем с помощью проводных наземных линий. На возникновение нового рынка мобильной связи разные страны отреагировали по-своему. В Великобритании мобильники и тарифные контракты продавались по отдельности, обеспечивая тем самым рост нового рынка розничных продаж мобильных телефонов и поощряя конкуренцию среди их производителей. В США же, напротив, регулирующие органы разрешили продавать мобильные телефоны и тарифные планы только в пакете. В результате рынок сотовой связи на долгие годы оказался захвачен компаниями-операторами — о конкуренции между производителями различных моделей пришлось позабыть (пока не появился один известный всем смартфон).
Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации
Да, сегодняшние онлайн-платформы воздействуют на спрос, упрощая доступ к товарам и услугам и снижая цены. Но они не создают новых рынков — они работают на уже существующих. Действительно, онлайн-сервисы задействуют нестандартные средства (например, тот же краудсорсинг) для удовлетворения потребностей клиентов, но ведь в тех же самых индустриях уже давно применяются похожие инструменты. Производителей беспокоит не просто новизна, которую несут за собой онлайн-платформы, а подрыв существующих способов в реализации товаров и предоставлении услуг.
Например, несколько лет назад во многих крупных компаниях гостиничного сектора перешли к «облегченной» модели ведения бизнеса. Иными словами, хотельеры продали свои активы частным инвестиционным фондам, которые стали делать акцент на продвижении бренда, маркетинге и повышении уровня продаж. Иногда прежние владельцы сохраняли за собой обязанности по управлению отелями и покупали новые для включения их в гостиничную сеть. Если подумать о таких компаниях в предлагаемом ключе, окажется, что они мало чем отличаются от формата работы и предоставления услуг Airbnb, который по сути предоставляет платформу для связи клиентов с владельцами недвижимости, точно так же, как это делают Marriott и Hilton.
С одной стороны, частичный отказ от посредника может способствовать появлению нового рынка. С другой — примеры создания платформ без посредников встречались в экономике и раньше — и известны уже достаточно давно. Например, ресторанные сети продвигают франчайзинг как модель ведения бизнеса, но по-прежнему самостоятельно развивают бренд, определяют меню и забирают процент от выручки — все это без привлечения дорогостоящих консультантов или серьезных капиталовложений. Аутсорсинг получил распространение в самых разных секторах экономики, предоставляя доступ к более дешевой и мобильной рабочей силе. Задействуются приложения, которые позволяют заказчикам серьезно экономить (причем, в течение десятилетий!). Даже в индустрии перевозок, первопроходца в сфере «подрывных» интернет-платформ, компании уже очень давно разделяют само право вождения (водительскую лицензию) и собственно извоз.
Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней
Итак, бизнес-сферы, использующие онлайн-платформы, не так уж сильно отличаются друг от друга, потому что они не служат формированию действительно нового рынка. Так почему же они должны регулироваться по-разному или не регулироваться вовсе? Установление требований к индустрии служит множеству разных целей — поддержанию здоровой конкуренции, защите прав потребителей, безопасности сотрудников в конце концов. Сведя воедино все эти цели, было бы логично начать разработку регулятивной базы. Структуры, основанные на онлайн-платформах, подобных Uber или Lyft, привлекают как клиентов, так и водителей, предоставляя им возможность предлагать выгодные цены потребителям и нормальные условия труда шоферам. Именно поэтому действительно важно принимать во внимание мнение этих сторон при создании новой модели регулирования. Там, где бизнесы, основанные на онлайн-платформах, сталкиваются с нормативными запретами, мы должны задаться вопросом, насколько они справедливы и как служат идее защиты прав потребителей и честной конкуренции. На наш взгляд, совершенно необходимо разработать систему правил, которая бы регулировала деятельность существующих и возникающих бизнес-структур на равных условиях и которая опять-таки в равной степени учитывала бы права и интересы потребителей и работников.