Как просить о помощи на работе | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как просить о помощи
на работе

Три совета, которые помогут найти ответы на рабочие вопросы

Автор: Горик Энг

Как просить о помощи на работе
Juan Moyano/ Getty Images

читайте также

Если руководитель засиделся в своем кресле, это вредит бизнесу

Канури Вамси,  Люо Сюемин,  Эндрюс Мишель

Как построить капитализм с человеческим лицом

Дуг Сандхейм

Видеть, чтобы лечить

Кляйнфельд Клаус,  Райнхард Эрих

Один без всех и все без одного

Марина Иванющенкова

Все мы попадали в подобную ситуацию: делаешь свою работу, сталкиваешься с проблемой и понимаешь, что тебе нужна помощь, но беспокоить коллег или задавать очевидные вопросы не хочется.

Для своей книги The Unspoken Rules я опросил более 500 специалистов из разных отраслей, занимающих самые разные должности. Я интересовался, с какими трудностями они сталкиваются на работе, и снова и снова слышал ответ: «Мне сложно просить о помощи». В лучшем случае вы демонстрируете свою уязвимость, в худшем — выглядите некомпетентным или ленивым. К счастью, с помощью исследований я обнаружил хороший способ избежать и того, и другого и хочу рассказать о нем.

Подготовьтесь

Первое, что следует сделать, когда вам нужна помощь — вовсе не попросить о ней, а убедиться, что ваш вопрос стоит того, чтобы его задать. Для этого нужно подготовиться.

Для начала нарисуйте три концентрических круга. Внутренний круг представляет то, что вы уже знаете.

Средний — то, что вы не знаете, но в чем можете разобраться самостоятельно. Любой вопрос, находящийся в среднем круге, — это «плохой» вопрос. Услышав эти вопросы, люди подумают: «Узнать ответ на них можно в интернете за 10 секунд».

Внешний круг представляет то, что вы не знаете и не можете узнать самостоятельно. Получить ответ на такие вопросы можно, только спросив. Любой вопрос, находящийся в этом круге, — хороший. Эти вопросы и надо задавать.

Если вы задаете вопрос вроде «что значит Х?» (на него есть правильный или неправильный ответ), постарайтесь найти ответ самостоятельно в интернете, своей почте, общей папке с файлами или корпоративном интранете. Смысл не в том, чтобы открыть каждый файл, письмо или сайт самостоятельно, но в том, чтобы сделать самому все возможное, прежде чем тратить драгоценное время других людей.

Вы можете считать, что сделали все возможное, если точно знаете, что с вами еще не делились ответом, его нельзя найти в очевидном месте и он не поджидает вас на первой странице поисковой выдачи в Google. Если вы можете найти ответ, в правильности которого уверены, задавать вопрос не нужно. Если не можете, имеет смысл спросить.

Если у вас возник вопрос вроде «Что делать дальше?» или «Как это сделать?» (на который не всегда есть «правильный» или «неправильный» ответ, а только подход «получше» или «похуже»), обдумайте разные варианты и выберите тот, где «за» сильнее всего перевешивают «против». Представьте, что вам не к кому обратиться за помощью. Какие варианты вы бы рассматривали и какой бы выбрали? Можно попробовать закончить следующее предложение: «Я могу попробовать [вариант А], [вариант В] и [вариант С]. Учитывая [причины], [вариант В] кажется самым подходящим». Если вы можете выбрать вариант, который явно лучше других и кажется самостоятельным решением, не требующим вмешательства других людей, то спрашивать тоже не нужно: вы и так нашли подход, который вам посоветовали бы другие. Если вы не можете выбрать такой вариант, имеет смысл спросить.

Найдите лучшего человека и лучшее время

Если у вас есть вопрос, который имеет смысл задать, вам необходимо найти наименее разрушительный и, следовательно, самый эффективный, способ обратиться к другим людям. Здесь будет полезно для начала задать три вопроса себе:

  1. Кого лучше всего спросить?

  2. Когда лучше всего спросить?

  3. Где лучше всего спросить?

Выбирая, у кого спросить, начните с сотрудника примерно вашего уровня в корпоративной иерархии или человека, в чьи обязанности входит отвечать на ваш конкретный вопрос, например специалиста из отдела кадров или ИТ-отдела. Прежде чем обратиться к нему, спросите себя: «Понадобится ли мне вскоре его помощь снова?» Если помощь понадобится и если вопрос не срочный, то запишите его и подождите, пока у вас не наберется несколько вопросов или пока не представится удобный случай задать его. Так вы зададите пять вопросов за один раз, а не пять вопросов за пять раз. Если этот человек не может помочь, обратитесь к следующему по старшинству.

Выбирая лучшее время и место, взгляните на ситуацию глазами этого человека. В какой момент вы меньше всего отвлечете его? Какой способ коммуникаций он предпочитает?

Часто лучшим моментом задать вопрос будет момент, когда вы уже разговариваете. Если вы вместе присутствуете на собрании, спросите: «У вас найдется минута после собрания ответить на несколько вопросов?» Если вы общаетесь с помощью электронной почты или мессенджера, попробуйте добавить свои вопросы к текущей беседе. Если вы еще не общаетесь с человеком, но у вас есть доступ к его календарю или онлайн-статусу, попробуйте обратиться к нему, когда он находится в онлайне и не занят. Вам придется избегать времени, когда он находится на встречах, в отпуске или перед окончанием рабочего дня в его часовом поясе. Если вы заметили, например, что человек все время отвечает на электронную почту рано утром, старайтесь писать ему приблизительно в это время.

Покажите, что вы подготовились (и благодарны)

Задавая вопрос, нужно помнить не только о его содержании, но и о стиле. От того, как вы сформулируете свой вопрос, будет зависеть, получите ли вы помощь и создадите ли себе хорошую профессиональную репутацию. Чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление, не просто задавайте вопрос, а расскажите обо всей проделанной вами работе по поиску ответа.

Если вы хотите получить объективный ответ, не поддавайтесь искушению сразу перейти к вопросу. Лучше попробуйте применить следующую структуру: «У меня вопрос, и вот почему я хочу задать его». Часто можно просто переформулировать вопрос, например, так: не «Как сдавать табель рабочего времени?», а «Лиза говорила, что вы специалист по табелям рабочего времени. Скажите, версия 2.4, находящаяся в интранете, последняя?»

Если вам нужен субъективный ответ, сделайте так, чтобы другие могли помочь вам. То есть дайте им что-то, на что они смогут отреагировать, а не задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ (вроде «Что мне делать дальше?»). Сначала объясните контекст, стоящий за вашим вопросом, а затем задайте его и предложите несколько вариантов ответов («Какой план вы бы выбрали: А, В или С?»), ответ «да» или «нет» («Я думаю в правильном направлении?») или свой вариант («Я выбирал между планом А и В. Предлагаю действовать по плану А, по причинам Х. Вы согласны?»).

Постарайтесь сделать так, чтобы другим не приходилось повторять вам дважды. Если вам что-то сказали, проговорите это вслух или про себя, запишите или как-то еще постарайтесь запомнить, что вам сказали. Если вам все-таки снова нужно задать тот же вопрос, можно обратиться к кому-нибудь еще или признать, что вы уже говорили на эту тему: «Извините, я знаю, что мы уже обсуждали это, но я хотел кое-что уточнить».

Получив необходимую вам помощь, не забудьте выразить благодарность. Можно просто сказать: «Я очень ценю, что вы потратили время и объяснили мне это». Небольшие жесты признательности могут повысить вероятность, что вам помогут снова.

В конце концов, мы просим о помощи не только, чтобы получить ее. Мы также хотим доказать, что заслуживаем помощи. Если вместо того, чтобы отозвать в сторону коллегу и сразу же задать ему вопрос, вы сначала приложите усилия для самостоятельного поиска ответа, вашей эффективности и репутации это пойдет только на пользу.

Об авторе

Горик Энг (Gorick Ng) — автор книги «The Unspoken Rules: Secrets to Starting Your Career Off Right» (Harvard Business Review Press, 2021), участник проекта Гарвардской школы бизнеса Managing the Future of Work и консультант по карьере в Гарвардском колледже.