Шесть ошибок нетворкинга и как их избежать | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть ошибок нетворкинга и как
их избежать

Нетворкинг — ключевой навык для менеджеров и бизнесменов любого уровня

Автор: Джилл Коркиндейл

Шесть ошибок нетворкинга и как их избежать

читайте также

Как с пользой провести время в дороге

Питер Брегман

К цифровизации не готовы: чего не хватает компаниям для успешных цифровых реформ

Борис Гройсберг,  Йо-Джуд Чен,  Кассандра Франгос

«Конфликт — это нормально»

Лиана Дейви

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Если вас уволили, утешайтесь мыслью, что вы такой не один: многие опытные и знающие управленцы сейчас разрабатывают стратегию поиска новой работы.

С чего же начать? Если бы я была вашим коучем, я бы твердила: связи, связи, связи.

Увы, у многих моих клиентов плоховато с искусством завязывания и поддержки деловых контактов. Вот Джерри, сорокалетний менеджер по развитию бизнеса в финансовой компании. Его обязанность — налаживать бизнес в Европе, то есть обзаводиться профессиональными контактами, выступать на конференциях и искать новых клиентов. Он достиг того момента в карьере, когда пора строить внутренние сети, но не понимает, что давно стал мастером в этом деле, и вздрагивает от одного слова «нетворкинг». Почему? Потому что отождествляет нетворкинг с самопиаром, интриганством и фаворитизмом.

На самом деле нетворкинг — ключевой навык для менеджеров и бизнесменов любого уровня. Сеть отношений обеспечивает поддержку в хорошие времена, и только она поможет выжить в тяжелое время.

И все же обзаводиться связями бывает трудно и тяжело даже менеджеру, который с легкостью готов «просто поболтать». Нет нужды подвергаться таким стрессам. Вот несколько распространенных ошибок нетворкинга и советы, как их избежать.

1. Кажется, будто вы никого не знаете

В наш век разветвленных отношений каждый знает гораздо больше людей, чем сам догадывается. Потратьте 10 минут на то, чтобы составить список нынешних и бывших коллег, профессиональных контактов, друзей, родственников, однокурсников и «светских» знакомых. Вы будете приятно удивлены. Недавно я дала такое поручение другу, который уверял, будто никого не знает — и два часа спустя он все еще не добрался до конца списка!

Facebook и LinkedIn — мощные интернет-инструменты общения. Через друзей и коллег ваша соцсеть начнет быстро расширяться. Можно укрепить свое присутствие в интернете, обзаведясь блогом или домашней страницей. Посмотрите, с кем вы переписывались в последнее время. Существуют специальные сайты для нетворкинга — такие, как freeagent и ecademy — это удобный способ быстро обзаводиться связями. Другой полезный инструмент нетворкинга — тот же Twitter.

2. Непонятно, как представиться

Непонятно, как представиться, если вас только что уволили. Вы ведь привыкли начинать разговор со слов: «Я такой-то и работаю там-то». Если у вас сейчас нет работы, скажите четко, что находитесь в поиске и подбираете себе новую должность. Можете упомянуть, чем занимались на прошлой работе, но не уделяйте этому чересчур много внимания. Подробнее опишите свои интересы и возможности, направив тем самым разговор в нужное русло.

Прежде чем снять трубку и позвонить, продумайте, о чем вы собираетесь говорить и чего можете ожидать от собеседника. Какова цель звонка — добыть информацию или же выйти через этого профессионала на других? Если вы сумеете ясно сформулировать, что вам нужно, вы сбережете и свое время, и время того, кому позвонили, и такая внятная речь производит гораздо лучшее впечатление, чем растерянное бормотание. Учтите, что собеседник не всемогущ, будьте благодарны и за подсказки, советы, за то, что с вами поделились опытом. На этой стадии знакомства еще рано в лоб просить о работе, только отношения портить. Если вы вступаете в общение по электронной почте, тон должен быть бодрым, неофициальным, но все же с учетом положения человека, к которому вы обращаетесь. И не включайте нетворкинг, когда пишете, например, старому другу.

3. Это самопиар какой-то

Задача нетворкинга — продать себя, но как это сделать, не превращаясь в наглого продажника? Вот потому-то многие люди как огня боятся этой задачи.

Хороший способ показать (а не рассказать), какой вы классный специалист — выложить заранее припасенную историю из серии ПЗДР: Проблема, Задача, Достижение, Результат. Можно быстро и к месту рассказать историю, в которой ваши таланты и достижения проступят со всей очевидностью. Например:

Проблема: Клиентская служба теряла клиентов, доходы сократились, команду раздирали конфликты.

Задача: Остановить отток клиентов, наладить клиентскую службу, реструктурировать команду и создать новые продукты.

Достижение: Вы сумели сохранить ключевых клиентов, погасили конфликт, укрепили дух команды и повысили репутацию отдела.

Результат: Повысились доходы (в цифрах), команда заработала на полную мощность, появились инновационные продукты (примеры), клиенты счастливы.

Рассказ должен занимать не более пяти минут и содержать достаточное количество деталей, чтобы заинтересовать собеседника, но не перегрузить.

4. Непонятно, как вести себя в толпе незнакомцев

Отправляясь на мероприятие, напомните себе, что множество людей находятся в такой же ситуации — особенно в пору кризиса — и что ваша задача — общаться. Сосредоточьтесь на собеседнике, спросите его, что ему нравится в нынешней работе, как он ее получил и как бы поступил, если бы у него ее не было. Обменяйтесь визитками и без смущения переходите к другому собеседнику, когда этот короткий разговор естественным образом закончится.

Звоня по телефону, прежде всего спросите, удобно ли сейчас человеку разговаривать — и если нужно, перенесите разговор на другое время. Если вы звоните или пишете человеку, с которым пока не знакомы лично, упомяните того, кто дал вам этот контакт и поясните, откуда вы его знаете. Спросите собеседника о его работе, как он ее получил, что для этого потребовалось, где можно найти вакансии и на что вы можете надеяться, если вакансии объявляются только внутри компании. Попросите связать вас с другими нужными людьми или же договоритесь о личной встрече.

5. Нельзя критиковать коллег или компанию, из которой вас уволили

Присмотритесь, как ваша история звучит со стороны, для тех, кто не был знаком с вашим ужасным начальником. Постарайтесь быть позитивным и бодрым, откровенно говорите, что ищете новую работу, но избегайте ноток отчаяния и не вините в своем увольнении ни компанию в целом, ни отдельных людей. Это производит дурное впечатление, и разговор оборвется раньше, чем вам удастся наладить прочную связь.

6. И не забывайте благодарить

Хорошие манеры — главный навык нетворкинга, но о них часто забывают, особенно, когда человек нервничает в поисках работы. Всегда благодарите собеседника за то, что уделил вам время и внимание — напишите ему либо по электронной почте, либо записку от руки. И сохраняйте контакт, посылайте время от времени этому человеку статью или извещение о мероприятии, которое его может заинтересовать, поддерживайте общение в соцсетях или пишите время от времени, сообщая, как у вас идут дела. Обязательно известите его, если получите работу. Таким образом, вы включите этого человека в свою сеть и сохраните его, а когда-нибудь, возможно, отплатите добром за добро, если он сам останется без работы.

И наконец, не упускайте возможность расширить свою сеть в новых направлениях. Пока вы свободны и ищете работу. Это замечательная возможность продумать разные варианты — например, пройти обучение, попробовать себя (хотя бы временно) в новой роли. Будьте гибки, открыты всему, и у вас появится шанс найти работу лучше и интереснее.

Есть ли у вас полезные советы по нетворкингу? Какие навыки вы считаете наиболее важными для человека, только что потерявшего работу?

* деятельность на территории РФ запрещена