читайте также
Книга Евгения Щепина «Стать спикером: как профессионалу монетизировать свои знания, выступая публично» — практическое руководство для тех, кто хочет превратить свой профессиональный опыт и знания в востребованный публичный продукт. В современном мире недостаточно просто быть хорошим специалистом — важно уметь ясно и убедительно говорить о своем опыте, формулировать собственные идеи и доносить их до аудитории. Эксперт рассказывает, как выстраивать выступления перед командой, коллегами или внешней аудиторией так, чтобы они поддерживали стратегические цели организации, демонстрировали достижения отделов и повышали доверие к руководителю.
Щепин с 2011 по 2019 год работал во «ВкусВилл», где отвечал за внешние коммуникации и обратную связь с клиентами, развивал стандарты сервиса и внедрял программы улучшения клиентского опыта. После стал партнером консалтинговой компании UpGraders.
Книга опубликована издательством «Альпина Паблишер». «Большие идеи» представляют отрывок из нее.
Когда нужно выступить перед своими
Как-то один мой подопечный, будущий спикер, в сердцах сказал: «Я бы в сто тысяч раз лучше выступил перед незнакомыми мне людьми, чем перед теми, с кем каждый день работаю бок о бок».
Боль в его словах очевидна и, возможно, понятна и вам. Действительно, когда делишься опытом с незнакомыми людьми, то волнуешься и рискуешь быть непонятым, но при этом прекрасно осознаешь, что сидящих в зале с высокой долей вероятности видишь первый и последний раз в своей жизни, а это понижает градус ответственности. Совсем другое дело, когда выступать приходится перед своими. Например, на внутренней конференции, где собираются коллеги. И несмотря на то, что механизмы успешного публичного выступления одни и те же, выступать перед своими всегда морально сложнее, ведь на вас неизбежно давит шлейф взаимоотношений с коллегами. Такая аудитория априори не может воспринимать вас нейтрально. Вы уже кем-то являетесь для своих коллег. И зачастую этот негласный статус очень тяготит спикеров. Как же подготовиться к запоминающемуся публичному выступлению перед своими? Я советую обратить внимание на следующие аспекты.
Показать закулисье отдела
Чем крупнее компания, тем меньше люди из одного отдела понимают, чем занимаются люди в другом отделе. Этим нюансом нужно в полную силу пользоваться в своих целях. Подготовьте заранее факты, которыми вы сможете удивить своих коллег.
Например, расскажите всей компании, как вы в отделе закупок ежедневно сталкиваетесь с коррупционными предложениями от контрагентов и как изящно от них уворачиваетесь во благо компании. Или продемонстрируйте, сколько денег для бизнеса сэкономил ваш отдел, внедрив электронный документооборот, которому все так сопротивлялись на старте. Даже несмотря на то, что мероприятие носит внутренний характер, умение рассказывать о достоинствах и недостатках своей работы — очень ценный навык.
Подчеркнуть корпоративные особенности компании
В любой компании есть правила: гласные и негласные. Гласные отражены в миссии и задачах, висят на стенах в офисах и в большинстве своем не воспринимаются всерьез сотрудниками компании. Они кем-то когда-то были разработаны и не факт, что сегодня соответствуют корпоративной действительности. А вот негласные правила — это то, что понимают как раз все, но предпочитают об этом лишний раз не говорить. Если вы достаточно смелый спикер и готовы взять на себя дополнительную ответственность за слова, которые произнесете со сцены, можно попробовать выстроить свое выступление вокруг этих негласных правил. Но не забывайте о рисках. В некоторых корпоративных культурах людей, которые берут на себя смелость называть вещи своими именами, не любят, а то и предпочитают уволить от греха подальше.
Показать срез рынка
Универсальный, но при этом идеально работающий прием в том случае, если одной из задач публичного выступления перед коллегами является демонстрация своей профессиональной насмотренности. Вы не просто рассказываете и показываете, как тот или иной процесс устроен в вашей компании, а сравниваете его с мировым опытом, приводя в пример другие бизнесы, чем наглядно показываете глубину изучения вопроса.
Подсветить ошибки, рассказать про гипотезы
Эта рекомендация работает лишь в том случае, если корпоративная культура вашей компании толерантна к ошибкам и положительно относится к тому, что ее сотрудники и руководители тестируют гипотезы и практическим путем проверяют идею на прочность. К сожалению, в России немало компаний, в которых высшее руководство искренне убеждено, что все гениальные идеи с высоким экономическим эффектом должны сначала появиться в кабинете на бумаге, а потом перекочевать в жизнь в неизмененном состоянии и сразу выстрелить. Если ваша компания живет по другим принципам и законам, то подсвечивать свои ошибки, заблуждения и делиться публично примерами неудачных экспериментов — отличная идея. Так вы подчеркнете, что не боги горшки обжигают, убедите слушателей, что, прежде чем проект выстрелил, потребовалось многократно тестировать множество идей, и продемонстрируете свою экспертность. Ведь эксперт в корпоративном мире — это не тот, кто не ошибается, а тот, кто не ошибается в одном и том же месте дважды.
В некоторых корпоративных культурах людей, которые берут на себя смелость называть вещи своими именами, не любят, а то и предпочитают уволить от греха подальше.
В общем, готовя выступление перед своими, внимательно проанализируйте, что будет воспринято коллегами на ура, а что точно вызовет отторжение. В данном случае вы должны хорошо понимать аудиторию и легко можете управлять настроением группы.
Читайте также: «Нет слов»: что делать, если вы теряетесь во время публичного выступления