Консультантам не помешает реальный опыт | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Консультантам не помешает
реальный опыт

Руководитель, принимающий решения, делает ставку в десятки раз более существенную, нежели консультант — сколь угодно опытный эксперт с высокими гонорарами.

Автор: Скотт Беркун

Консультантам не помешает реальный опыт

читайте также

От теорий лидерства не всегда есть прок

Дуг Сандхейм

Что делать, если вас не приглашают на важные совещания

Мелисса Раффони

12 вопросов и ответов о гибридной работе

Цедал Нили

Маркетинг для аватаров

Хемп Пол

Призываю всех консультантов хотя бы раз в год возвращаться к «реальной» работе, бок о бок с теми людьми, которые платят им за совет. Почти никто из писателей и экспертов не соглашается на это — они боятся. Они знают, насколько сложнее отвечать за реальную команду, за реальную компанию, чем советовать да критиковать из-за боковой линии.

В 2010 году я сам в себе осознал этот изъян. Хотя я написал три книги, с тех пор как руководил командой или осуществлял проект, прошло десять лет. Я мог написать еще множество книг, посетить десятки компаний — но мог ли я быть уверен в правильности своих предложений?

Как смел я давать советы насчет того, чем сам уже давно не занимался? Это же недобросовестно! Единственным выходом мне показалось повесить шляпу консультанта на вешалку и на время вернуться к реальной работе. Я отменил запланированные выступления и статьи и взялся за обычную работу, поставив перед собой три цели: 1) разобраться, как изменился этот мир; 2) испытать свои способности в режиме реального времени и 3) выяснить, в какой мере я готов следовать тому, что сам же рекомендовал.

С 2010 по 2012 год я возглавлял команду в WordPress.com, восьмом по популярности веб-сайте США. Этот опыт я описал в новой своей книге «The Year Without Pants: WordPress.com & The Future of Work» — самый удивительный, самый вдохновляющий опыт во всей моей профессиональной жизни. Мои глубочайшие убеждения подверглись серьезному испытанию, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на менеджмент, лидерство, инновации и так далее. Сам по себе WordPress.com открыл мне новые подходы к работе, с которыми я никогда прежде не сталкивался лично: я узнал, как они спасаются от перегрузки почтового ящика, познакомился с необычными, подчас блестящими методами, лежащими в основе высокопродуктивной и пронизанной любовью к своему делу организационной культуры.

Что же касается трех моих конкретных целей, они послужат вехами для других консультантов, которые решат прекратить свою консалтинговую деятельность и начать реально что-то делать.

Разобраться, как изменился профессиональный мир. Хорошо известно, что ныне большинство бизнесменов работает преимущественно онлайн, с помощью ноутбуков и мобильных устройств. Отпала необходимость сидеть в одном офисе с сотрудниками. Члены моей команды из WordPress.com жили в разных уголках мира и пользовались последними новинками и программами, каких я до этого и в глаза не видел. Внедрившись в такую среду, я сразу почувствовал, что смогу удержать лидерство, только если завоюю доверие и обеспечу своим сотрудникам четкое понимание задач, а никакими методами и стратегиями менеджмента тут не поможешь. С такими умными и знающими свое дело сотрудниками (та самая разновидность, на которую ныне большой спрос) я не видел необходимости в командно-административном стиле. Лишь иногда требовалось руководство, порой — коучинг.

Испытать свои способности в режиме реального времени. Давать совет — все равно что рассказывать сказку. Когда учишь другого в качестве оратора или консультанта, с легкостью выбираешь события из прошлого и выглядишь умником. Но в режиме реального времени твои бородатые анекдоты никому не нужны, важны решения и их последствия. На реальной работе каждое решение имеет последствия — глубокие, эмоциональные, долговременные — от них нельзя будет отказаться через несколько дней или недель. Впервые за много лет я испытывал подобное напряжение.

Выяснить, в какой мере я готов следовать своим же рекомендациям. Я писал книги о креативности и принятии решений, но сумею ли я применить знания, создавая реальный продут — миллионы клиентов, сотни проблем? К примеру: моя команда никогда раньше не работала в жестком режиме, с четко обозначенными целями и дедлайнами, и я не знал, соответствует ли такая форма работы привычкам моих сотрудников (или, если на то пошло, их привычки — такому формату работы). Ошибок я, конечно, наделал немало, но пока что никто не обличил меня в непоследовательности. Даже если такое произойдет, я все-таки доволен собой: я принял вызов и научился чему-то новому и, значит, смогу лучше выполнять свои обязанности.

Разумеется, работа консультанта, наставника, писателя сама по себе не так проста. Мало обладать знаниями, нужно подать эти знания в удобоваримой форме. Обзавестись консультационной практикой или написать книгу — трудное дело, тут хватает своих подводных камней и рисков. И все же эти занятия не так близки к реальности, как работа людей, которые обращаются к консультантам и покупают книги. Руководитель, принимающий решения, делает ставку в десятки раз более существенную, нежели консультант — сколь угодно опытный эксперт с высокими гонорарами. Самый популярный консультант все же остается за боковой линией и даже раз в десять лет не решается выйти на поле. Мир нынче быстро меняется, а потому советчикам пора вернуться в игру и приобрести опыт, который, возможно, поумерит их самомнение.

Хватит у вас храбрости принять вызов? А если нет — как будете объясняться с клиентами?

Читайте по теме: