Консультантам не помешает реальный опыт | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Консультантам не помешает
реальный опыт

Руководитель, принимающий решения, делает ставку в десятки раз более существенную, нежели консультант — сколь угодно опытный эксперт с высокими гонорарами.

Автор: Скотт Беркун

Консультантам не помешает реальный опыт

читайте также

Как сделать компанию более гибкой за счет интеграции технологий

Джеймс Уилсон,  Картик Нараин ,  Пол Доэрти,  Прашант Шукла

Цифровой потолок: как алгоритмы усугубляют экономическое неравенство

Майк Уолш

Новая жизнь старой компании

Зук Крис

Исландское чудо

Анна Натитник

Призываю всех консультантов хотя бы раз в год возвращаться к «реальной» работе, бок о бок с теми людьми, которые платят им за совет. Почти никто из писателей и экспертов не соглашается на это — они боятся. Они знают, насколько сложнее отвечать за реальную команду, за реальную компанию, чем советовать да критиковать из-за боковой линии.

В 2010 году я сам в себе осознал этот изъян. Хотя я написал три книги, с тех пор как руководил командой или осуществлял проект, прошло десять лет. Я мог написать еще множество книг, посетить десятки компаний — но мог ли я быть уверен в правильности своих предложений?

Как смел я давать советы насчет того, чем сам уже давно не занимался? Это же недобросовестно! Единственным выходом мне показалось повесить шляпу консультанта на вешалку и на время вернуться к реальной работе. Я отменил запланированные выступления и статьи и взялся за обычную работу, поставив перед собой три цели: 1) разобраться, как изменился этот мир; 2) испытать свои способности в режиме реального времени и 3) выяснить, в какой мере я готов следовать тому, что сам же рекомендовал.

С 2010 по 2012 год я возглавлял команду в WordPress.com, восьмом по популярности веб-сайте США. Этот опыт я описал в новой своей книге «The Year Without Pants: WordPress.com & The Future of Work» — самый удивительный, самый вдохновляющий опыт во всей моей профессиональной жизни. Мои глубочайшие убеждения подверглись серьезному испытанию, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на менеджмент, лидерство, инновации и так далее. Сам по себе WordPress.com открыл мне новые подходы к работе, с которыми я никогда прежде не сталкивался лично: я узнал, как они спасаются от перегрузки почтового ящика, познакомился с необычными, подчас блестящими методами, лежащими в основе высокопродуктивной и пронизанной любовью к своему делу организационной культуры.

Что же касается трех моих конкретных целей, они послужат вехами для других консультантов, которые решат прекратить свою консалтинговую деятельность и начать реально что-то делать.

Разобраться, как изменился профессиональный мир. Хорошо известно, что ныне большинство бизнесменов работает преимущественно онлайн, с помощью ноутбуков и мобильных устройств. Отпала необходимость сидеть в одном офисе с сотрудниками. Члены моей команды из WordPress.com жили в разных уголках мира и пользовались последними новинками и программами, каких я до этого и в глаза не видел. Внедрившись в такую среду, я сразу почувствовал, что смогу удержать лидерство, только если завоюю доверие и обеспечу своим сотрудникам четкое понимание задач, а никакими методами и стратегиями менеджмента тут не поможешь. С такими умными и знающими свое дело сотрудниками (та самая разновидность, на которую ныне большой спрос) я не видел необходимости в командно-административном стиле. Лишь иногда требовалось руководство, порой — коучинг.

Испытать свои способности в режиме реального времени. Давать совет — все равно что рассказывать сказку. Когда учишь другого в качестве оратора или консультанта, с легкостью выбираешь события из прошлого и выглядишь умником. Но в режиме реального времени твои бородатые анекдоты никому не нужны, важны решения и их последствия. На реальной работе каждое решение имеет последствия — глубокие, эмоциональные, долговременные — от них нельзя будет отказаться через несколько дней или недель. Впервые за много лет я испытывал подобное напряжение.

Выяснить, в какой мере я готов следовать своим же рекомендациям. Я писал книги о креативности и принятии решений, но сумею ли я применить знания, создавая реальный продут — миллионы клиентов, сотни проблем? К примеру: моя команда никогда раньше не работала в жестком режиме, с четко обозначенными целями и дедлайнами, и я не знал, соответствует ли такая форма работы привычкам моих сотрудников (или, если на то пошло, их привычки — такому формату работы). Ошибок я, конечно, наделал немало, но пока что никто не обличил меня в непоследовательности. Даже если такое произойдет, я все-таки доволен собой: я принял вызов и научился чему-то новому и, значит, смогу лучше выполнять свои обязанности.

Разумеется, работа консультанта, наставника, писателя сама по себе не так проста. Мало обладать знаниями, нужно подать эти знания в удобоваримой форме. Обзавестись консультационной практикой или написать книгу — трудное дело, тут хватает своих подводных камней и рисков. И все же эти занятия не так близки к реальности, как работа людей, которые обращаются к консультантам и покупают книги. Руководитель, принимающий решения, делает ставку в десятки раз более существенную, нежели консультант — сколь угодно опытный эксперт с высокими гонорарами. Самый популярный консультант все же остается за боковой линией и даже раз в десять лет не решается выйти на поле. Мир нынче быстро меняется, а потому советчикам пора вернуться в игру и приобрести опыт, который, возможно, поумерит их самомнение.

Хватит у вас храбрости принять вызов? А если нет — как будете объясняться с клиентами?

Читайте по теме: