Уходить в отставку или исправлять ошибки? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уходить в отставку или
исправлять ошибки?

Лидер оценивается не по отсутствию проблем, а по способности смотреть в лицо вызовам и действовать.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Уходить в отставку или исправлять ошибки?

читайте также

Как нужно искать и нанимать сотрудников

«Наша миссия — дать возможность инновационным предпринимателям совершить глобальный прорыв»

Перестаньте недооценивать клиентов

Роб Марки

Устали от своей работы? Перепридумайте ее

Дженнифер Мосс

Отставка Эрика Шинсеки, американского секретаря по делам ветеранов, не решила проблему чудовищно неэффективной системы медицинского обслуживания. Ветеранам в этой системе приходилось ждать лечения годами, причем многие умирали, так и не дождавшись эффективной медпомощи. Когда лидеру подобает уйти, а когда правильнее остаться и исправить ошибки? Должен ли был Шинсеки (и президент Обама) пренебречь публичными требованиями и вместо увольнения заняться разгребанием авгиевых конюшен?

Лидер оценивается не по отсутствию проблем, а по способности смотреть в лицо вызовам и действовать.

Джеймс Даймон остался гендиректором JP Morgan Chase, несмотря на финансовые проблемы и серьезные юридические баталии, ниспровергшие руководителей других банков: он возглавил процесс очищения — и ему, похоже, удалось привести компанию в порядок. Индра Нуйи, глава PepsiCo, так же занимается коррекцией курса (тут обошлось без скандала, однако аналитики упрекали ее в том, что она забросила основную продукцию компании и потому пора бы ей, мол, подумать об отставке). Джон Чемберс успешно руководил Cisco на протяжении 20 без малого лет и за это время успел разобрать им же собранную неудобную, вызывавшую множество нареканий организационную структуру, в которой многочисленные советы и комиссии мешали друг другу. Гендиректор Boeing Джим МакНерни справился с грозной проблемой, которую представляли собой аккумуляторы на новом Boeing 787 Dreamliner, и кризис для него обернулся триумфом. Элон Муск из Tesla — один из множества предпринимателей, кто посрамил критиков: он вовремя принялся гасить пожар, и ему удалось вернуть себе общественное доверие. И посмотрите на университеты, где после скандалов, связанных с сексуальными преступлениями студентов, ректоры все еще занимают свои места и ответственно меняют политику.

Из поколения в поколение представители среднего класса на Западе учили своих детей убирать за собой. Во взрослой жизни так получается не всегда. На каждого Чемберса, МакНерни и Нуйи, которые справились с наведением порядка, приходится Шинсеки, вынужденный уйти. Но советы директоров и начальники должны задать этот вопрос руководителю, а уж он — самому себе: уходить или взять на себя ответственность и навести порядок?

Насколько этот кризис опасен для миссии в целом? Это локальный скандал или общесистемная проблема, которой давно следовало заняться? Локальную проблему мы вправе списать на неудачное стечение обстоятельств, но, если она возникает не в одном месте, если речь идет о невыполнении основной задачи организации, если у лидера нет наготове плана спасения, такому управленцу пора уходить. Именно так сложилась ситуация в Агентстве по делам ветеранов: проволочки с лечением противоречат миссии этой организации, а Шинсеки занимал свою должность достаточно давно, чтобы нести за это ответственность.

Когда стало известно, что дела идут плохо? Как быстро вы реагируете? Лидер должен видеть проблему первым, а не последним, и он должен срочно корректировать свою политику. Когда в пузырьках с тайленолом обнаружился яд, тогдашний руководитель Johnson & Johnson Джим Берк немедленно отозвал всю партию с рынка, а затем расследовал это дело и нашел виновных. Этот урок поныне преподают в бизнес-школах. Вскоре после того, как Мэри Барра заняла должность гендиректора General Motors, она узнала об огромном количестве дефектов в деталях и спровоцированных ими авариях. Она немедленно провела радикальную реформу, назначила новых специалистов по контролю качества и разработала план дальнейших действий. Для новичка в руководстве это была очень напряженная ситуация, тем более что прежде она занималась продвижением товаров на международном рынке, а не такого рода проблемами, но эти своевременные действия вернули ей доверие, и она смогла заняться полномасштабными реформами.

На вас указывают пальцем? Вы стали притчей во языцех? Новая метла чисто метет. Руководители, которые не уходят после скандала, порой цепляются за старые методы работы, и со стороны кажется, будто они больше дорожат своей должностью, чем миссией организации. Тони Хейворд вынужден был уйти с поста гендиректора BP, когда в Мексиканском заливе разлилась нефть, и причиной стала не сама катастрофа, но его реакция: в интервью он жаловался на свои неприятности, словно забыв об экономическом ущербе для региона и погибших людях.

Сокрытие преступления — хуже самого преступления, и большие боссы теряют свои места не потому, что случились неприятности, а потому, что неправильно решают проблемы. Тут важна быстрота реакции, умение общаться, взять на себя ответственность и выразить сочувствие. Если правильно распорядиться этими навыками, вы сможете сохранить должность и разобраться с проблемами. Не можете — уходите.

Шинсеки, заслуженный ветеран армии, поступил как должно — но другого выхода у него и не было. Чтобы навести порядок, нужна сила воли, быстрая реакция, гибкий поиск новых решений и запас доверия. Отставка руководителя не вернет ему доверие, но по крайней мере на его место придет другой и, быть может, справится лучше.

Читайте по теме: