Волшебная палочка карьериста | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Волшебная
палочка карьериста

Не командовать. Командовать-то несложно, это почти каждый может. Надо уметь управлять.

Автор: Борис Щербаков

Волшебная палочка карьериста

читайте также

Как на самом деле устроена экономика данных

Джиллиан Тетт

Преодолеть разрыв: 12 стратегий для бизнеса в расколотом обществе

Георг Келл ,  Лиса Куинлан,  Мартин Ривз,  Матье Лефевр

Остановить харассмент

Александра Калев,  Фрэнк Доббин

Поставки как стратегия

Низен Карлос,  Уэллер Вулф

Проверено, если назвать статью или книгу что-то вроде «10 советов по преодолению кризиса» или «Семь шагов к успеху в карьере», количество читателей автоматически увеличивается на 45% (этому проценту вы можете точно так же поверить, как и тому, что, прочитав эти 10 советов, вы немедленно сможете эффективно избежать кризиса, а совершив семь шагов — именно семь и никак не восемь или шесть, то успешно построите карьеру. Шутка!).

Человеку свойственно искать легкие пути решения непростых многоходовых задач, кои в реальной жизни требуют не семь, а сто двадцать семь шагов. Можно, конечно, упростить этот казус и отнести такое поведение среднестатистического карьериста к элементарной лени или нежеланию растрачивать энергию, но, на мой взгляд, данная проблема лежит в глубине психологии любого человека. Трудно заставить себя отказаться раз и навсегда от простых решений. Подспудно любой из нас ищет экономные формы движения вперед, даже если рациональное мышление подсказывает, что «бесплатный сыр сами знаете где бывает», что парадигма «обманываться рад» не отменялась, что «без труда не выловишь вообще ничего и ниоткуда».

Психология человека такова: иллюзии как наркотик временно облегчают жизнь, но в конечном счете ведут к гибели, в переносном карьерном смысле, хотя иногда и в прямом... Сумеешь поставить блок этой разрушительной и безответственной идее — честь и хвала, не сумеешь — гарантируется множество разочарований. Волшебной палочки, так же как и Деда Мороза, во взрослой жизни не существует, надежда на выигрыш в лотерею, на «зеро» в рулетке, на счастливый случай и легкую победу в тяжелой битве, увы, довольно иллюзорны, а потому, скорее всего, неосуществимы.

Бывает ли везение или фарт в карьере? Конечно, мне самому не раз тривиально везло с подсказками и с предложениями, да и чем еще объяснить очередной карьерный успех, если вдруг один правильный звонок переворачивает вашу судьбу на 180 градусов и обеспечивает взлет на следующий квантовый уровень. Вроде бы все так, да не так — попытайтесь проанализировать ситуацию и, скорее всего, вы найдете в истории ваших взаимоотношений со звонившим «Волшебником» в вашей рабочей биографии множество причин и аргументов «за» такое развитие событий. Возможно, и в большинстве случаев никакая это не случайность, а правильно выстроенные взаимоотношения со стейкхолдерами, надежная ваша репутация, позитивные оценки коллег, уважение со стороны конкурентов и т. д.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

А уж как вы этого всего добивались, вам должно быть известно лучше, чем кому бы то ни было, и уж по крайней мере никакой волшебной палочкой тут и не пахнет. Бывают и ошибки, есть риск, что предложение о новой руководящей позиции поступает к адресату, который к ней не готов — и это может быть тривиально авансом. И далеко не каждый человек в состоянии объективно распознать такую «удачу», засучить рукава и аванс отработать.

Иногда ваше назначение — вынужденная мера, так тоже бывает, мало ли как складывается ситуация, дефицит ресурсов, невозможность поиска кандидата извне, ну так считайте, что в этой ситуации вам действительно повезло, хотя и тут все далеко неоднозначно. Да, вы — неидеальный кандидат, но ведь при прочих равных (десятке «неидеальных») выбрали почему-то именно вас? Значит, это везение условное, значит, есть некие фундаментально важные качества и у вас. И ваша задача восполнить дефицит тех качеств, умений и знаний, которые пока у вас отсутствуют.

Остановитесь в этот важный момент: тут полезно ситуацию проанализировать и взвесить все максимально объективно, чтоб не делать характерных ошибок, самой распространенной из которых является эйфория, самодовольство, успокоенность, в библейских семи смертных грехах формулируемая как гордыня. Гордость — это нормально, гордость за результат, за достижение, за себя любимого. Это важно. Даже самомнение карьериста обязано быть высоким. Но гордыня — это путь в карьерную преисподнюю, разрушительное качество.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Ваше назначение — это всегда аванс, даже если вы абсолютно уверены в себе и считаете это естественным результатом вашего предыдущего успеха. Каждый следующий уровень приходится проходить снова, фигурально и физически засучивая эти самые рукава, доказывая свою состоятельность, добиваясь нового успеха с новыми неизвестными, с новыми людьми вокруг себя. Не знаю, если и есть какой-нибудь единственный инструмент, напоминающий набившую оскомину «волшебную палочку», то это ваша способность к трезвому (без гордыни) самоанализу и способность управлять людьми. Не командовать. Командовать-то несложно, это почти каждый может. Надо уметь управлять. В моей практике я несколько раз встречался с руководителями, которых и близко нельзя было подпускать к управлению людьми, они все похожи, отличительной чертой такого «начальника» является мизантропия и выраженный «фельдфебельский» стиль.

Как же они оказались на руководящих позициях? Увы, система корпорации не идеальна, а подобные создают себе подобных, и если фельдфебелем является по воле случая руководитель наверху, то с большой долей вероятности такие же «клоны» найдутся и внизу иерархии. Оказаться в такой компании печально, и выводы каждый делает для себя сам...

Читайте по теме: