читайте также
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему два человека могут говорить совершенно одно и то же на встрече, но эффект при этом разный? Очень часто именно то, как мы звучим, играет решающую роль, а вовсе не то, была ли услышана наша идея или нет.
Мы всегда отмечаем, когда кто-то нервничает или говорит уверенно. Задумайтесь, что одна и та же фраза может иметь совершенно разный смысл, если произнести ее тихо и с сомнением в голосе: «Мне хотелось бы кое-что сказать» или сделать это громко и уверенно: «Мне хотелось бы кое-что сказать!». Кликните здесь, чтобы услышать отличия: в обоих примерах звучит мой собственный голос, при этом разница действительно колоссальная. Какую интонацию своих сотрудников вы бы предпочитали услышать, когда те разговаривают с вашими клиентами?
В последнее время часто обсуждают восходящую речевую интонацию (когда ваше утверждение звучит как вопрос) и осипший голос (когда он звучит низко и словно со скрипом, особенно в конце предложений). Эти проблемы обычно приписываются ораторам-женщинам, но я замечала их и у мужчин, и у женщин в равной степени, и решение в обоих случаях одно — это глубокое дыхание.
Как бывшая оперная певица, я не понаслышке знакома с тем, до какой степени дыхание может изменить звучание голоса. Профессиональные теноры должны дышать глубоко, чтобы сильный и яркий голос был слышим каждому человеку в переполненном огромном зале. Никогда не думала, что этот навык сможет мне когда-нибудь пригодиться за пределами оперы — до тех пор, пока я не произнесла свою первую речь. Со временем я поняла, что именно мои вокальные навыки помогли мне стать влиятельным публичным оратором.
Теперь, имея более чем десятилетний опыт преподавания навыков самопрезентации и публичных выступлений, я могу с уверенностью сказать, что умение управлять дыханием — один из ключевых инструментов к успешному выступлению на публике, которому, увы, мало где учат. Ему отводится решающая роль, когда вы берете слово в ходе встречи, именно оно определяет успех вашей речи или презентации. Это один из ключевых элементов лидерства.
Проблема не нова. Известно, что Маргарет Тэтчер брала уроки вокала, когда только заняла кресло премьер-министра Великобритании. Ниже представлено видео на котором вы можете услышать (и почувствовать) разницу. Некоторые люди думают, что она специально пыталась говорить более низким голосом (существует даже целое исследование, согласно которому люди с более глубоким голосом достигают большего успеха в бизнесе и политике). Впрочем, лично я чувствую разницу в том, как Тэтчер работала с дыханием, которое и определяло насыщенность, звучность тембра и, в конечном итоге, снижение тона голоса.
Когда я показала это видео своему курсу в Гарварде, студенты разделились в своих предпочтениях. Некоторым понравился прежний голос, более мягкий и женственный, в то время как другим пришелся по вкусу более поздний вариант, потому что именно так, по их мнению, должен был звучать премьер-министр, настоящая «железная леди».
Как именно ваше умение управлять дыханием может определить уверенность и убеждающую силу вашей речи, вне зависимости от вашего пола и силы голоса?
1. Начните с правильной позы. Поставьте ноги на ширине плеч, равномерно распределите вес и поднимите руки над головой. Сделайте глубокий вдох. Теперь, когда вы выдыхаете, медленно опускайте ваши руки вниз к бокам, фиксируя грудную клетку на том же уровне. Убедитесь, что ваши плечи опущены, а не подняты. Это самая лучшая поза для речи (или пения), вы стоите в полной готовности, выпрямившись во весь рост, и вы звучите уверенно. Такая поза чем-то напоминает позы власти и доминирования, о которых рассказывала профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Кадди на конференции TED.
2. Дышите глубоко. Положите одну руку на живот, а другую — на грудь. Сделайте глубокий вдох, обратив внимание на то, какая из рук пришла в движение. Я видела много людей, у которых при дыхании рука на груди двигается вверх и вниз, но я хочу от вас, чтобы грудная клетка оставалась в прежней позиции, — подумайте о дыхании за счет нижней части грудной клетки. Затем медленно выдохните, словно выпуская воздух из баллона. Трудно? Попробуйте «сидение у стены» — когда вы прислоняетесь к стене прямой спиной, слегка подгибая колени. Такая позиция помогает вам сконцентрироваться на брюшном отделе в процессе дыхания вместо приведения в движение грудной клетки. При этом помните об ограничении: если у вас кружится голова, сразу прекратите эксперимент и начните дышать в привычном вам режиме. Это не должно причинять боль или неудобство — вы просто должны почувствовать себя по-другому.
3. Говорите «на одном дыхании». Вдохнув полной грудью, вы можете и не знать, что делать дальше. Вместо того чтобы задерживать воздух, используя его в поддержку своих слов, свободно выпускайте его в ходе речи. Мне нравится прибегать к аналогии с суши. Вообразите себе кусочек сашими: тонкий слой рыбы на шарике из риса. Представьте, что ваш голос — это рыба, а ваше дыхание — рисовая подушка. Чтобы поддерживать голос, вам необходим устойчивый, глубокий вдох воздуха в течение всего предложения. Что произойдет, если рыба окажется длиннее рисовой подушки? Она попросту перевернется: именно это и происходит с голосом, когда к концу предложения нам не хватает воздуха, отсюда и появляется осипший голос. Поэтому, когда вы что-то произносите, практикуйте медленный выдох, чтобы дыхание сопровождало звук. Вы можете попробовать считать «1…2…3…4…5…» и при этом медленно выдыхать воздух из легких. А затем усложните задание и проделайте то же самое, говоря: «Привет, меня зовут [и ваше имя]»
4. Тренируйтесь со смартфоном или попросите кого-то помочь вам. Постороннему человеку всегда легче расслышать любую трансформацию вашего голоса, чем самому говорящему. На своих мастер-классах для сотрудников разных компаний я обычно предлагаю выбрать себе партнера и попрактиковать два способа подачи себя: представиться, используя свою обычную манеру речи, а потом сделать несколько глубоких вдохов и произнести то же самое, используя метод, описанный выше. Сам человек, как правило, не слышит себя и ту разницу, с которой он произносит одну и ту же фразу, а вот за своим партнером он или она обычно замечает эти перемены: голос становится «глубже», звучит богато и более уверенно. Тот же урок вы можете попрактиковать прямо в офисе вместе со своим коллегой или записать себя на диктофон на смартфоне. Этот способ одинаково хорош для любого языка, будь то английский, или китайский, или любой другой язык — разница чувствуется всегда.
Как часто нужно дышать? В самом начале и в самом конце предложения. Если вы склонны к тому, чтобы говорить быстро, делая презентацию или просто выступая с речью, старайтесь делать вдох и выдох на любом пунктуационном знаке. Это упражнение поможет вам снизить темп вашей речи.
Как часто нужно дышать, используя эту методику? В принципе, не нужно делать это постоянно. Просто выполняйте эти упражнения осознанно, сидя дома или в офисе, пока у вас не начнет это получаться естественным образом. Кстати говоря, частые перелеты, сопровождающиеся вечными встречами и селекторными совещаниями, этому тоже способствуют. Попробуйте сделать два глубоких вдоха за один раз, потом немного отдохните и переходите на ваш обычный режим. Потратьте всего 2 минуты в день с утра, чтобы произнести предложение: «Привет, меня зовут [ваше имя]», медленно выдыхая. Некоторое время спустя вы заметите, как стали это делать чаще, расставляя таким образом паузы в предложении. Кстати, эта система помогает успокоиться, если вы волнуетесь, находясь в стрессовой ситуации или во время трудного разговора.
Я не хочу научить вас говорить, как кто-то, кем вы не являетесь. В данном случае вы должны почувствовать весь диапазон вашего голоса, его мощь и тембр, которые так необходимы оратору во время публичного выступления, чтобы донести любую идею до каждого из слушателей. Если вы овладеете этим искусством, люди к вам потянутся.