Не усугубляйте кризис, навешивая ярлыки | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не усугубляйте кризис,
навешивая ярлыки

Наклеивание ярлыков — непременный атрибут политического дискурса, так «свои» отделяются от «чужих».

Автор: Джон Балдони

Не усугубляйте кризис, навешивая ярлыки

читайте также

Руководители должны быстрее получать информацию

Маркус Бакингем

Оседлать ИИ и вырваться вперед

Брюс Лоулер ,  Виджей Д’Силва

Как конкурировать со всем миром

Дмитрий Изместьев

Три принципа, которые помогут продавать больше в виртуальном мире

Роберт Шер

Политики правые и политики левые наклеивают друг на друга ярлыки. Кто-то называет государственную помощь бизнесу в период кризиса «национализацией», а с другой стороны, ту же господдержку именуют «стабилизацией». Наклеивание ярлыков — непременный атрибут политического дискурса, так «свои» отделяются от «чужих». В этом-то и проблема: используя такой язык, вы обращаетесь скорее к членам партии, чем к живым людям.

Руководитель должен уклоняться от политических игр и охватывать все заинтересованные стороны. В трудные времена никто не может владеть всей информацией, но коллективный гений компании способен найти альтернативные пути. Первый шаг к пробуждению свежих мыслей — это сорвать ярлыки. Вот как это можно сделать:

Избегайте обобщений. Ограниченный подход представляет дело так: сверху поступают блестящие идеи, снизу — глупые. На том ведь и основана иерархия. Мы уже видели, как рушились компании, причем как раз из-за слабых решений топ-менеджмента, настала пора изменить сложившиеся правила игры: пусть каждый самостоятельно берется за проблемы и задачи и предлагает новые решения, выходящие за рамки шаблонов.

Обходитесь без оскорблений. Начальники не идиоты, подчиненные не дураки, но как часто мы слышим неприличные слова с обеих сторон. Иногда хочется выпустить пар, но не стоит поддаваться искушению. Коллеги — ценные помощники, а не двумерные фигурки с наклейками-стикерами.

Не наклеивайте ярлыки на мысли. Когда выдвигается непривычная для команды идея, многие инстинктивно отвечают: «Да никак, да ни за что». Ярлык, наклеенный на свежую идею, в зародыше убивает любую дискуссию. Может, идея действительно была глупой, но в этом невозможно убедиться на все 100%, пока ее не обсудили. Такие ограниченные и поспешные суждения чрезвычайно вредны в перспективе: интересные идеи — и возможности создавать новые продукты, и оптимизация процессов — зачастую исходят от тех, кто непосредственно выполняет эту работу, а не от больших боссов. Однако и у топ-менеджеров могут быть неплохие идеи. Главное — уметь слышать друг друга.

Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса

Не создавайте образ врага. Как отмечается в классическом труде по переговорам «Переговоры без поражения», президент США Линдон Джонсон неизменно именовал врага «Он». И Вьетконг, и все жители Северного Вьетнама, и китайцы рассматривались как единое враждебное целое, без оттенков. Так поступают и руководители, воспринимающие любой несогласный голос как «диссидентство», а там и до «пятой колонны» недалеко. Создавая образ врага, мы разрушаем связь между говорящим и слушающим. Это отрезает людям любые возможности для нормальных переговоров и сотрудничества.

Разумеется, не всякий ярлык так уж вреден. В конце концов, бренд — тоже ярлык, наглядный и сразу понятный образ. Когда с брендом — будь то зубная паста или автомобиль — ассоциируется позитивный опыт, то люди охотно покупают такой товар, рассказывают о нем друзьям, возвращаются и покупают его снова. Такие ярлыки — только на пользу бизнесу.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Но когда ярлыки служат отчуждению, особенно когда их наклеивают на людей и хорошие идеи, тем самым руководитель гасит открытый диалог со своими сотрудниками, от которых мог бы услышать и разумные вопросы, и полезные ответы. И для отношений внутри компании наклеивание ярлыков чрезвычайно вредно: сотрудники делятся на «чужих» и «своих». Это деструктивно и вовсе не способствует совместной работе ради достижения общих целей.

А ведь именно этим отличается организация, которой суждено преодолеть суровые времена: в ней люди находят способ договориться и решать проблемы сообща, а не в одиночку.