Не усугубляйте кризис, навешивая ярлыки | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не усугубляйте кризис,
навешивая ярлыки

Наклеивание ярлыков — непременный атрибут политического дискурса, так «свои» отделяются от «чужих».

Автор: Джон Балдони

Не усугубляйте кризис, навешивая ярлыки

читайте также

Не стоит бросать творческие задачи на полпути

Брайан Лукас,  Лоран Нордгрен

Законы конкурентного сотрудничества

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

Новая работа для HR: какие специалисты отдела кадров нужны посткризисному миру

Джин Мейстер,  Роберт Браун

29 мая 2015 года состоялся бизнес-завтрак для руководителей

Политики правые и политики левые наклеивают друг на друга ярлыки. Кто-то называет государственную помощь бизнесу в период кризиса «национализацией», а с другой стороны, ту же господдержку именуют «стабилизацией». Наклеивание ярлыков — непременный атрибут политического дискурса, так «свои» отделяются от «чужих». В этом-то и проблема: используя такой язык, вы обращаетесь скорее к членам партии, чем к живым людям.

Руководитель должен уклоняться от политических игр и охватывать все заинтересованные стороны. В трудные времена никто не может владеть всей информацией, но коллективный гений компании способен найти альтернативные пути. Первый шаг к пробуждению свежих мыслей — это сорвать ярлыки. Вот как это можно сделать:

Избегайте обобщений. Ограниченный подход представляет дело так: сверху поступают блестящие идеи, снизу — глупые. На том ведь и основана иерархия. Мы уже видели, как рушились компании, причем как раз из-за слабых решений топ-менеджмента, настала пора изменить сложившиеся правила игры: пусть каждый самостоятельно берется за проблемы и задачи и предлагает новые решения, выходящие за рамки шаблонов.

Обходитесь без оскорблений. Начальники не идиоты, подчиненные не дураки, но как часто мы слышим неприличные слова с обеих сторон. Иногда хочется выпустить пар, но не стоит поддаваться искушению. Коллеги — ценные помощники, а не двумерные фигурки с наклейками-стикерами.

Не наклеивайте ярлыки на мысли. Когда выдвигается непривычная для команды идея, многие инстинктивно отвечают: «Да никак, да ни за что». Ярлык, наклеенный на свежую идею, в зародыше убивает любую дискуссию. Может, идея действительно была глупой, но в этом невозможно убедиться на все 100%, пока ее не обсудили. Такие ограниченные и поспешные суждения чрезвычайно вредны в перспективе: интересные идеи — и возможности создавать новые продукты, и оптимизация процессов — зачастую исходят от тех, кто непосредственно выполняет эту работу, а не от больших боссов. Однако и у топ-менеджеров могут быть неплохие идеи. Главное — уметь слышать друг друга.

Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса

Не создавайте образ врага. Как отмечается в классическом труде по переговорам «Переговоры без поражения», президент США Линдон Джонсон неизменно именовал врага «Он». И Вьетконг, и все жители Северного Вьетнама, и китайцы рассматривались как единое враждебное целое, без оттенков. Так поступают и руководители, воспринимающие любой несогласный голос как «диссидентство», а там и до «пятой колонны» недалеко. Создавая образ врага, мы разрушаем связь между говорящим и слушающим. Это отрезает людям любые возможности для нормальных переговоров и сотрудничества.

Разумеется, не всякий ярлык так уж вреден. В конце концов, бренд — тоже ярлык, наглядный и сразу понятный образ. Когда с брендом — будь то зубная паста или автомобиль — ассоциируется позитивный опыт, то люди охотно покупают такой товар, рассказывают о нем друзьям, возвращаются и покупают его снова. Такие ярлыки — только на пользу бизнесу.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Но когда ярлыки служат отчуждению, особенно когда их наклеивают на людей и хорошие идеи, тем самым руководитель гасит открытый диалог со своими сотрудниками, от которых мог бы услышать и разумные вопросы, и полезные ответы. И для отношений внутри компании наклеивание ярлыков чрезвычайно вредно: сотрудники делятся на «чужих» и «своих». Это деструктивно и вовсе не способствует совместной работе ради достижения общих целей.

А ведь именно этим отличается организация, которой суждено преодолеть суровые времена: в ней люди находят способ договориться и решать проблемы сообща, а не в одиночку.