Как эффективно работать и всегда успевать к самым близким | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эффективно работать и всегда успевать к
самым близким

Три шага в планировании времени для работающих родителей

Автор: Элизабет Грейс Сондерс

Как эффективно работать и всегда успевать к самым близким
Chris Stein/Getty Images

читайте также

«Кто я?»: как узнать, что о вас думают коллеги

Кристи Хеджес

Завлекайте покупателей высокими ценами

Ватье Люк,  Марко Бертини

Как физик научил меня проводить реформы

Джон Коттер

Буддистская притча

Шитовым Николаем расказанная

Однажды одна моя мудрая подруга сказала: «Разговоры о родительстве — это как разговоры о политике». И она права.

Так как воспитание детей — вопрос сугубо личный, у каждого есть свое твердое мнение о том, «как будет правильно» совмещать работу и семью. Разрываясь между домашними и профессиональными обязанностями и испытывая по этому поводу стресс, родители бьются над бесконечными вопросами: «Успею ли я домой к ужину?»; «Смогу ли я вечером отвезти детей на занятия?»; «Смогу ли я приехать домой вовремя, чтобы уложить детей спать?»; «Не слишком ли много времени отнимают командировки?»; «Можно ли ходить в спортзал, если придется уходить до того, как дети пойдут в школу, или позже возвращаться?»; «Нормально ли встречаться с друзьями, если едва хватает времени на семью?»

Как консультант по вопросам управления временем, я не критикую ваш стиль воспитания детей, а призываю жить в соответствии с вашими ценностями. Особенно если вы — работающие родители, вам нужно очень продуманно распределять свое время. Частью этого является составление и соблюдение расписания, отражающего ваши главные ценности. Нужно определить, что наиболее важно для вас и вашей семьи, и затем составить свой календарь согласно своим ценностям, а не подстраиваться самому и не пытаться вписать семью в свой график. Так вы будете больше успевать, лучше справляться с родительскими задачами и не будете расстраиваться или испытывать чувство вины из-за того, что не получается найти время для самых близких и для самого важного. Предлагаю придерживаться такой трехступенчатой системы, основанной на стратегиях, оказавшихся эффективными для моих клиентов — работающих родителей.

Шаг первый: определитесь, что наиболее важно

Начните с перечисления ключевых пунктов:

  • Категории, которые нужно включить в расписание: учтите время на работу, семью, спорт, развитие, социальную деятельность, уединение, хобби и т. д.

  • Уровень достижений, который вы ожидаете по каждому пункту: решите, чего вы хотите достичь и сколько времени это потребует. Одно дело — ходить в спортзал три раза в неделю по 40 мин., совсем другое — подготовка к триатлону Ironman. То же и с детским футболом: чтобы иногда побывать на игре, требуется не так много времени, как для тренировки команды. Будьте реалистичны в расчете времени для каждой записанной вами категории.

  • Основные «ритуалы» для себя и вашей семьи: возможно, вы хотите быть дома на семейном ужине как минимум три раза в неделю, посещать богослужение каждую неделю и «отключаться» от электроники к десяти вечера, чтобы пообщаться со своей половинкой перед сном. Запишите эти привычки и регулярность их выполнения.

От того, как вы распоряжаетесь своим временем, многое зависит не только для вас, но и для членов вашей семьи. Составив список, поговорите c детьми и совместно решите для своей супружеской или родительской пары, что для них важнее всего. Например, ваш сын не против, если вы уезжаете в офис до того, как он проснется, однако для него будет много значить, если вы отпроситесь с работы, чтобы посмотреть школьную постановку с его участием.

Пожалуй, самое время определить, что для вас на самом деле не важно. Например, есть какие-то профессиональные организации, членство в которых было бы полезным, но прямо сейчас не стоит того, если у вас остается меньше времени на семью. Или есть возможность получить помощь извне в бытовых вопросах, таких как уборка дома, стрижка газона, поездки по делам или задачи разнорабочего, поэтому вы можете провести это время за работой или с детьми.

Шаг второй: определите, почему это важно

Определив категории, уровни достижений, важные традиции и привычки, подумайте, почему все это важно для вас. Просмотрите каждый пункт и запишите, почему вы считаете его значимым.

Такие размышления укрепят вашу решимость следовать предписаниям. Одно дело сказать, что вам «стоит заниматься спортом», совсем другое — «я хочу заниматься спортом, чтобы прожить долгую здоровую жизнь, в которой я буду проводить время с детьми и моими будущими внуками». Также вы сможете отсеять «ложные» приоритеты. Например, если вы думаете согласиться на работу с условием, что придется проводить 50—75 % времени в командировках, по той причине, что это следующий этап в вашей карьере, то сделайте шаг назад и подумайте еще раз. Будете ли вы любить эту работу? Поможет ли она реализовать ваш потенциал? Будет ли она соответствовать вашим целям? Если да — соглашайтесь. Но если просто все так делают, а вам, однако, это не по душе, серьезно обдумайте еще раз, стоит ли работа долгих разлук с семьей. Часто вариантов в профессии у нас больше, чем нам кажется, и успех можно понимать по-разному.

Оценив все «почему», посмотрите на все в перспективе 50 лет. Подумайте над тем, что вы записали, и спросите себя: «За какие сегодняшние решения я буду себе благодарен спустя 50 лет? Что тогда будет для меня важно? А что нет?» В данный момент такие вещи, как трудовой договор, кажутся очень важными и безотлагательными, но спустя 50 лет вы, скорее всего, будете вспоминать значимые события с семьей или сожалеть об упущенном.

Шаг третий: соедините свои приоритеты с расписанием

Определившись со своими приоритетами, выделите связанные с ними действия и зафиксируйте их в своем календаре. Это поможет вам делать все на автомате и жить осмысленной жизнью.

Для начала впишите в свой график важные традиции и привычки, затем добавьте новые пункты, как повторяющиеся действия в соответствии с вашими приоритетами. Вот несколько примеров того, как можно «перевести» приоритеты в действия в вашем календаре:

  • Спорт: ходить в зал по понедельникам, средам и пятницам до работы с 6:30 до 7:30 утра.

  • Время на семью: семейный завтрак по субботам с 8:00.

  • Время на общение: 15—20 минут поговорить с детьми перед сном, поинтересоваться, как у них дела. Также поговорить со своей половинкой перед сном.

  • Время на занятия: во вторник уйти с работы в 16:30, чтобы отвезти дочь на танцы.

  • Время на себя: около 14:30 выходить на прогулку на 15 минут, чтобы «проветрить» голову и перезагрузиться.

После договоритесь со всеми, кого это касается, объясните, что вам нужно для выполнения намеченного и почему это важно. Возможно, по утрам, когда вы идете заниматься спортом, собирать детей сможет ваша половинка. А вы затем «отдадите долг» в другие дни. Иногда вам придется оставаться на работе допоздна, если в какие-то дни вы отлучались из офиса, чтобы отвезти ребенка на танцы или как-то иначе поучаствовать в дополнительных занятиях. Но если вы объясните детям, что будете разговаривать с ними перед сном, и действительно постараетесь сдержать свое обещание, они будут чувствовать ваше участие и внимание. Если изменения в вашем расписании с учетом ваших ценностей отражаются на привычном рабочем графике, возможно, придется поговорить с начальником и объяснить ему свои намерения.

Нужды каждой семьи уникальны, но находить время на самое главное важно всегда. Я призываю вас не спеша подумать об этих трех шагах и составить свой график, который отражал бы ваши приоритеты и ценности, чтобы вы с чувством удовлетворенности оглянулись назад и поняли, что сделали правильный выбор в качестве работающего родителя.

Об авторе. Элизабет Грейс Сондерс (Elizabeth Grace Saunders) — консультант по вопросам управления временем, основатель компании Real Life E Time Coaching & Speaking, автор книг How to Invest Your Time Like Money и Divine Time Management.