читайте также
Клиент, с которым я занимаюсь коучингом, — управляющий партнер в очень большой юридической фирме. Одна из проблем, над которой мы работаем в последнее время, связана с тем, как эффективно справляться с постоянными покушениями на его время: клиентами, ожидающими от него постоянной доступности, партнерами в фирме и другими сотрудниками, приходящими к нему со своими заботами и спорами, почтовым ящиком, переполненным сообщениями от тех же самых (а также других!) людей, и нескончаемым списком дел. Все это, разумеется, осложняется необходимостью находить время для родных и друзей, поддержания физической формы и других личных потребностей. В ситуации, когда мы окружены потенциально неисчерпаемыми требованиями к нашему времени (как рабочему, так и личному), нам часто советуют: «Расставьте приоритеты!» Как будто это какое-то заклинание, способное решить проблему. Но, помогая людям справиться с их завалами, я понял, что, расставляя приоритеты, не так уж многого удается добиться, отчасти потому что это не такая уж и сложная задача. Давайте определимся с этим понятием. Приоритизация — это процесс ранжирования: людей, которые хотят отнять у нас время, дел в ежедневнике, сообщений в почтовом ящике по степени их важности. Бывают, конечно, ситуации, когда вынести вердикт не так уж просто, но в целом это довольно незамысловатая интеллектуальная задача. При взгляде на просьбу о встрече, список дел или сообщение у нас появляется интуитивное чувство их важности, и мы можем легко сравнить и сопоставить эти пункты и ранжировать их. Но вот незадача. После того как приоритеты расставлены, мы действуем так, как будто абсолютно все заслуживает нашего времени и внимания, и мы просто откладываем менее важные вещи «на потом». Но это «потом» никогда не наступает. Список продолжает быть бесконечным. Наше время и внимание — ограниченные ресурсы, и на определенном уровне ответственности в профессиональной жизни мы никогда не сможем выполнить все требования, стоящие перед нами, независимо от того, насколько долго и усердно мы будем трудиться. Очередь из людей, которые хотят с нами встретиться, тянется по коридору на улицу. У нас список дел длиной до пола. Наш почтовый ящик всегда полон. Многим из нас мешает представление о том, что мы способны постоянно снижать этот порог — работая усерднее, дольше, «умнее» (что бы это ни значило) в тщетной надежде, что в конце концов когда-нибудь мы окажемся у последнего пункта в списке. Ключ к решению этой проблемы — осознать, что расстановка приоритетов необходима, но недостаточна. Следующий решающий шаг — это триаж. Этим словом в медицине называется процесс, когда медработники решают, кому необходима немедленная помощь, кто может подождать, кто вообще не нуждается в лечении, а кого уже нельзя спасти. Триаж не в медицине, а в жизни означает, что следует не просто сосредоточиться на самом главном и отложить все менее значимое на потом, но активно игнорировать огромное количество пунктов, важность которых находится ниже определенного уровня. Первый шаг — это переформулировать для себя всю ситуацию. Если вы рассматриваете переполненный почтовый ящик, список, в котором не все дела сделаны, и очередь разочарованных людей у вашей двери как знаки вашего поражения, это ни к чему хорошему не приведет. Эта точка зрения, возможно, мотивирует нас работать усерднее в надежде в один прекрасный день одержать победу, но мы никогда не победим в этой битве. По крайней мере, не победим по сути, потому что в определенной точке нашей карьеры потенциальные требования, стоящие перед нами, будут всегда превышать наши возможности независимо от того, сколько усилий мы посвящаем работе. Поэтому почтовый ящик, список дел и люди у двери на самом деле являются признаками успеха, свидетельством того, что люди желают нашего времени и внимания. Наша истинная победа лежит не в том, чтобы выиграть в тактических сражениях. Нам нужна победа во всей войне. То есть не пустой ящик, а ящик, в котором нет по-настоящему важных сообщений. Не список, в котором переделаны все дела, а такой список, в котором стоит галочка напротив всех реально значимых пунктов. Не отсутствие очереди за дверью, а очередь, в которой не осталось действительно важных людей. Следующий шаг — перестать использовать неправильные инструменты. Мы тратим массу времени на «управление временем» или «личную эффективность», и, хотя эти усилия могут принести результаты на тактическом уровне, они бесполезны в стратегической задаче триажа. Помните: дело не в создании списка, а в том, где подвести черту и как ее держаться. Наконец, нам нужно работать с эмоциональным аспектом триажа, потому что в этом процессе присутствует не только интеллектуальная сторона. Когда мы намеренно не обращаем внимания на что-то и говорим людям «нет», это вызывает в нас набор чувств, который оказывает серьезное влияние на наши решения и поведение. Именно это делает триаж такой сложной задачей, и до тех пор, пока мы не признаем его эмоционального измерения, наши усилия по контролю объема работы путем преимущественно рационального вмешательства вряд ли увенчаются успехом. Очень возможно, что этот процесс происходит прямо сейчас. Минуту назад, когда вы читали фразу «не осталось действительно важных людей», написанную выше, вы, наверное, поморщились и подумали, что это несколько бездушно. Я тоже морщусь, когда ее читаю, ведь я сам это написал! Но эта понятная реакция как раз и является причиной того, что мы уделяем время и внимание людям, которые по-настоящему не заслуживают этой нашей инвестиции. Между эффективным триажем и нетактичным поведением лежит тонкая грань, и многие из нас так боятся ее переступить, что не подходят к ней даже близко. Для эффективной сортировки мы должны повышать свою способность справляться с этой озабоченностью и другими связанными с ней чувствами (и «справляться» не значит «подавлять»). Как написал нейропсихолог из Университета Южной Каролины Антонио Дамасио (и это наверняка испытывал каждый), эмоции могут мешать эффективному принятию решений, «создавая неискоренимые предрассудки, затмевающие объективные факты, а также препятствуя действию важных функций, поддерживающих механизм принятия решений, например, рабочей памяти». Именно это и происходит с нами, когда наш выбор игнорировать нечто (то самое решение, которое лежит в сердце триажа) вызывает в нас эмоции, которые мы не можем до конца осознать. Когда мы встречаемся с огромным количеством запросов на наше время, мы можем почувствовать беспокойство, страх, протест или даже злость, но очень часто мы недостаточно отдаем себе в них отчет и не умеем быть «на связи» с ними, чтобы эффективно направлять их. Они проплывают в нас ниже уровня нашего активного сознания, неумолимо влияя на наше поведение. Но во многих случаях — и особенно в условиях стресса — у нас не получается рационализировать их влияние, и мы упускаем возможность принять наиболее соответствующее нашим потребностям решение. Улучшить свое управление эмоциями непросто, но в этом помогут несколько приемов.
Перестройте свою модель мышления, чтобы она отражала важность эмоций и ту роль, которую они играют в рациональной сфере и в принятии решений. Наши убеждения накладывают отпечаток на опыт.
Поддерживайте физическую форму. Регулярные упражнения и адекватный отдых заметно улучшают нашу способность замечать чувства и управлять ими.
Займитесь тренировкой своего ума. Медитация, ведение дневника и другие практики рефлексии повышают нашу способность направлять свои мысли, позволяя нам почувствовать эмоции. Они помогают нам увидеть свой опыт в другом свете и понять смысл эмоций, которые мы испытываем.
Расширьте свой эмоциональный лексикон — в буквальном смысле этого слова. Более широкий запас слов для описания того, что мы испытываем, помогает не только лучше общаться с другими, но и более отчетливо понимать самих себя.