читайте также
Хотя для большинства людей командировки ассоциируются с «рок-н-ролльным» образом жизни, те из нас, кто регулярно с ними сталкивается, обычно придерживаются совершенно иной точки зрения. В самом деле, едва ли найдутся другие неприятные занятия, которые бы столь часто представлялись в таком приукрашенном и «гламурном» виде, как бизнес-поездки, что особенно удивляет в свете многочисленных доказательств их негативных психологических, социальных и физических последствий.
Как отмечено в недавнем обзоре научных работ по этой теме, частые командировки, в первую очередь связанные с длительными перелетами, ускоряют процессы старения, повышают вероятность инсультов, сердечных приступов и тромбозов. Люди, вынужденные их совершать, подвергают себя воздействию патологических уровней болезнетворных бактерий и радиации. Если в перелетах вы преодолеваете более 140 тыс. километров ежегодно, то уровень радиационного воздействия на ваш организм превышает предельно допустимые нормы для большинства стран. (Существуют даже научные издания, полностью посвященные негативным последствиям путешествий — например, Journal of Travel Medicine и Travel Medicine and Infectious Disease.)
Мало того, частые перелеты ведут к нездоровому образу жизни (неправильное питание, отсутствие физической нагрузки, чрезмерное употребление алкоголя) и нарушению нормального суточного режима, что в свою очередь порождает стресс, перепады настроения, проблемы со сном и желудочно-кишечным трактом. Надо ли говорить, что в результате также снижается производительность труда. Более 70% командировочных испытывают некоторые из этих симптомов даже тогда, когда они оказываются в соседнем часовом поясе, и это при том что — согласно некоторым исследованиям — на восстановление нормального режима может потребоваться столько суток, сколько временных зон вы пересекли.
Ситуация усугубляется тем, что в последнее время компании сокращают издержки, и им становится не по карману приобретать билеты для своих сотрудников в бизнес-классе. Вполне возможно, что большую часть этих удобных кресел до сих пор занимают представители мира бизнеса. Однако верно и то, что большинство командировочных видят их только при входе и выходе из самолета, поскольку многие авиакомпании заставляют пассажиров эконом-класса совершать «путь позора» через бизнес-класс.
Очевидно, что статус пассажира с наибольшим количеством перелетов обходится весьма недешево, даже если ему не приходится платить за билеты. И хотя отдельные индивидуумы достаточно выносливы, чтобы справляться с негативными последствиями частых разъездов, вряд ли можно утверждать, что эти эффекты никак не затрагивают их родных и близких.
Читайте материал по теме: 6 способов эффективно использовать свое время в командировке
В мире высоких технологий и цифровых коммуникаций зависимость бизнеса от дальних командировок кажется довольно иррациональной. Во всех промышленно развитых и развивающихся странах, во всех отраслях профессионалы все больше общаются посредством интернета, нежели напрямую, да и надежных бесплатных приложений для видеопереговоров, казалось бы, более чем достаточно. Тем не менее количество командировок продолжает расти, и это говорит о том, что до сих пор встреча лицом к лицу для нас намного ценнее, чем общение на расстоянии. Но есть ли в этом какой-то смысл?
Да, есть. По крайней мере, если верить науке. Во-первых, согласно исследованиям, личные встречи повышают уровень взаимопонимания и отзывчивости, что способствует сотрудничеству между людьми и укрепляет их связь. Зеркальные нейроны, которые помогают нам войти в положение другого человека и почувствовать то, что чувствует он, чаще активизируются в физическом присутствии других людей. Во-вторых, метааналитические обзоры показывают, что, по сравнению с личным общением, виртуальная или удаленная связь с большей вероятностью приводит к снижению у членов коллектива как удовлетворения от работы, так и ее эффективности и к тому же увеличивает сроки ее выполнения. Физическое расстояние между людьми также ухудшает производительность команды, главным образом потому что препятствует их сплоченности и коммуникации. Получается, что, даже если удаленные переговоры кажутся более эффективными и сфокусированными, толку от них все равно меньше. И, в-третьих, как показали исследования в сфере психологии лидерства, руководителям проще создавать и поддерживать высокопроизводительные команды, когда они могут напрямую общаться со своими сотрудниками.
Читайте материал по теме: Работу и отпуск вполне можно совместить
Главный фактор — это поддержка семьи. Крепкие тылы могут значительно смягчить негативные последствия частых разъездов. В самом деле, поддержка со стороны других людей — это важнейший механизм, позволяющий преодолевать стресс от любых конфликтов, связанных с работой и семьей.
Таким образом, в умеренных количествах и при правильной поддержке, если работа имеет смысл и вы считаете, что в состоянии с ней справиться, командировка скорее полезна, чем вредна. Но даже если это не так, часто есть и другие стимулы, которые помогают людям мириться с темной стороной постоянных деловых поездок — например, «бесценный опыт, социальный и профессиональный статус, свободный и открытый взгляд на мир», которые можно обрести в поездках.
И наконец, ни в коем случае не отрицая значения личного опыта, важно все же оценить влияние деловых командировок на коллектив и общество. Как доказали ученые, в наш век глобализации, политических перемен, быстрого экономического роста и развития управлять бизнесом на расстоянии практически невозможно. Исследования показали, что международные бизнес-перелеты содействуют инновациям и экономическому процветанию: «увеличение числа поездок на 10% ведет к увеличению количества патентов примерно на 0,3%». В другой недавней статье говорится, что каждая заграничная командировка увеличивает экспорт Соединенных Штатов в эту страну более чем на $36 тыс. в год. Нельзя забывать и о самой индустрии деловых путешествий, чей оборот в одной только Америке составляет порядка $300 млрд.
Другими словами, деловые поездки — не такое уж приятное занятие, как принято считать. Нет никаких сомнений в том, что частые разъезды вредны для здоровья и утомительны. Однако цель, похоже, все-таки оправдывает средства. А теперь извините, я опаздываю на самолет…
Читайте по теме: