Мужской клуб на службе у женщин | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мужской клуб на службе
у женщин

Как создавать ­социальные сети, организовывать программы наставничества и развивать инициативы, помогающие женщинам продвигаться по службе.

Автор: Лэнг Айлин

Мужской клуб  на службе у женщин

читайте также

Облако и что о нем должен знать каждый руководитель

Эндрю Макафи

Отставить командный тон

Энн Скаулер,  Эрминия Ибарра

Что делает совет директоров успешным

Зонненфелд Джеффри

Почему Hulu проиграл

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Catalyst консультирует компании не один десяток лет. Мы объясняем, как создавать ­социальные сети, организовывать программы наставничества и развивать инициативы, помогающие женщинам продвигаться по службе. О таких проектах много говорят, но среда до сих пор не изменилась настолько, чтобы женщины могли легко занимать руководящие посты.

В США, например, женщины составляют примерно половину рабочей силы страны. Среди руководителей среднего звена и специалистов их чуть больше половины. Тем не менее в выс­шем руководстве и в советах директоров их всего 15%, и этот показатель не меняется. Более того, сохраняется и гендерное неравенство в зарплате. На первых своих должностях после получения степени МВА женщины зарабатывают в среднем на $4600 меньше, чем коллеги-мужчины, и по мере развития их карьеры эта разница увеличивается до $31 000. Если ситуацию пускают на самотек, за 40 лет потери в заработной плате доходят до $431 000.

Исследование Catalyst показывает, что эту проблему можно решить с помощью... мужских клубов. Известно, что деловые отношения часто завязываются на гольф-полях, в закрытых загородных клубах, в vip-ложах стадионов. Женщины зачастую не ­имеют туда доступа, а значит, остаются в стороне от важных деловых сделок и бесед.

Деловая элита принимает решения за закрытыми дверями. Одни кандидаты обходят других — по блату. Те, кто просто вкалывает и не высовывается, клубу не интересны. Главное — наличие покровителя.

Люди, облеченные властью и занимающие видные посты, берут под свое крыло тех, кто перспективен и здорово работает. Они опекают своих протеже­. Следят, чтобы они не остались в тени, когда появляются возможности для продвижения. Защищают их от любителей пакостить исподтишка и рискуют ради них репутацией.

Покровительство — вот что могло бы уравнять шансы женщин и мужчин на получение высших должностей. По данным Catalyst, у женщин чаще бывают наставники, но наставники сотрудников-мужчин занимают более высокие посты и оказывают большую поддержку, — возможно, потому, что протеже-мужчины напоминают им о собственной молодости.

Catalyst выяснила, что наиболее эффективный для женщин способ найти покровителя — расхваливать собственные достижения. Женщины, которые привлекали внимание к своим успехам, быстрее продвигались по службе, были в большей ­степени удовлетворены своей профессиональной жизнью и получали более высокое жалование, чем женщины, пренебрегавшие саморекламой. Только такая стратегия (информировать начальника о своих достижениях, добиваться заслуженного одобрения и просить о повышении) приводила к росту заработной платы.

К сожалению, считается, что дамам себя восхвалять негоже. Такое поведение вызывает неодобрение и порицание. Однако дальновидные компании понимают, что покровителями перспективных сотрудниц должны быть менеджеры высшего звена, большинство из которых — мужчины. В интересах компании обеспечить себя на будущее руководящими кадрами, используя доступный резерв во всем многообразии. Такие фирмы знают, что наиболее вероятная причина недостатка женщин в высших эшелонах власти — разница не столько в дарованиях, сколько в способности к саморекламе, и возлагают ответственность за успех талантливых женщин на руководителей-мужчин.

«Мужской клуб» никуда не денется. Поэтому хорошие руководители должны поставить его на службу женщинам.