Высокий статус, высокое напряжение | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Высокий статус,
высокое напряжение

Какие должности вызывают наибольший стресс

Высокий статус, высокое напряжение

читайте также

Настоящие лидеры округа Колумбия

Успешный стартап: не в деньгах счастье

Кевин Лоуз

Как Китай стал лидером в области ИИ и что ждет его в будущем

Дайтянь Ли,  Тони У. Тун,  Яньгао Сяо

Почему сотрудники ничего не предлагают

Вудмэн Ричард,  Юань Фэйжун

Долгое время социологи полагали, что у людей, чьи высокие должности предполагают определенную власть, автономность и стабильное положение, на работе меньше стресса, чем у работников с низким статусом. Прежние исследования обнаружили сильнейший стресс у начальников с большой ответственностью, однако они были основаны на фиксации состояния испытуемых постфактум, сделать однозначные выводы было трудно.

Команда ученых под руководством Сары Дамаске из Университета штата Пенсильвания оценила социоэкономический статус (доход и образование) 115 работников полной занятости как «высокий» или «низкий». Используя карманные компьютеры, они несколько раз в день по звуковому сигналу оценивали свое настроение и уровень стресса. Участники отвечали на вопросы о «сиюминутном восприятии» своей работы:  что они ощущали в тот самый момент, а не вообще. У них также брали образцы слюны для измерения уровня кортизола — биологического маркера стресса.

Участники с высоким статусом (врачи, менеджеры и преподаватели) отмечали значительно больший стресс и меньший уровень счастья, чем участники с низким (работники фастфуда, уборщики, медсестры и т. д.). Чем объясняется этот уровень стресса? Они намного чаще утверждали, что у них не хватает ресурсов для выполнения своих обязанностей, и несколько реже радовались работе и коллегам. Причины для таких ответов не вполне ясны, ­утверждают исследователи. Например, возможно, что статусные работы действительно требуют дефицитных ресурсов, таких как время или кадры — или что статусные сотрудники рассчитывают на бóльшие ресурсы, чем есть в наличии. Каковы бы ни были причины, эти сиюминутные ощущения поддерживаются показателями настроения и стресса: в минуты, когда участники ощущали, что у них есть все, что нужно для дела, были довольны своей работой и коллегами, уровень счастья был выше, а стресс — ниже. Статусные сотрудники чаще чувствовали, что не справляются — но даже в моменты успеха, согласно  субъективным оценкам и данным уровня кортизола, они переживали меньше радости и больше стресса. «Хотя стремление соответствовать требованиям представляется положительным процессом, оно может сопровождаться физическими, эмоциональными и когнитивными затратами, а также уровнем усилий, порождающим стресс», — пишут авторы.

Дамаске и ее коллеги подчеркивают, что их результаты не означают, будто низкостатусная должность «полезнее»: будущие изыскания могут показать, что стресс подобных профессий просто больше проявляется дома, чем на работе, предупреждают они. А пока авторы советуют менеджерам учиться распознавать причины и признаки стресса.