читайте также
Толпа испуганных людей ведет себя как косяк встревоженных селедок — это забавное сравнение приводит зоолог Леонид Баскин, интервью с которым вы найдете в этом номере. Человек, как говорится, венец творения — не только потому, что устроен сложнее, чем прочие твари, но и потому, что в ходе эволюции впитал генетический опыт млекопитающих, а также, возможно, рыб и пресмыкающихся. Конечно, это предположение весьма спекулятивно, и все же оно дает нам дополнительный ключ к пониманию людей.
Узнав немного больше о поведении лошадей или оленей в стаде, вдруг неожиданно обнаруживаешь много общего с поведением людей в коллективе. Приглядевшись к одному руководителю, вдруг ясно различаешь повадки жеребца-косячника — такой может в случае чего затоптать обидчика; в другом проступают черты пугливого вожака оленей, который мечется со своим стадом от одной опасности к другой, а в третьем обнаруживаешь типичного обитателя террариума, который пребывает в полной гармонии с пресмыкающимся окружением.
Способность понимать непохожих на нас людей дает нам огромное преимущество: позволяет услышать другого человека и достучаться до него. Нас разъединяет очень многое, даже язык, который вроде бы должен служить мостиком между людьми, часто создает дополнительные преграды. Мина разногласий заложена уже в том, какие слова мы употребляем и каким образом — об этом можно прочитать в статье «Улица корчится безъязыкая».
Различия объединяют нас или разделяют, они же могут стать платформой для создания нового бизнеса, если, скажем, увидеть в них отправную точку в раздумьях над стратегией. Чтобы найти стоящую идею, не всегда достаточно освободить творческую мысль, пишут Кевин Койн, Патриция Клиффорд и Рене Дай, авторы статьи «Творческая мысль на коротком поводке». Напротив, как раз ограничение делает размышления или мозговой штурм более плодотворными, особенно, если правильно выбрать границы коридора, который направляет искания в нужное русло.
Скажем, размышляя о новом бизнесе, попробуем начать не с товара или услуги, а с привлекательной, но обделенной группы потребителей. Сосредоточимся на том, чего ей не хватает. Возьмем, например, группу людей, которые добились высоких доходов исключительно благодаря интеллекту или творческим талантам, — слой, находящийся на стыке «богемы» и «буржуазии». Таких людей уже немало, и их доля в обществе будет расти.
Что общего у этих потребителей? У них развит вкус, они ценят качество и передовой дизайн, но не склонны пускать пыль в глаза и платить втридорога, значит, магазины для нарождающейся буржуазии им не подходят. Вы можете вспомнить хотя бы один универмаг, концепция которого соответствует запросам этой группы? Рестораны? Потребители такого сорта не выносят пышных заведений, подогнанных под вкусы недавно разбогатевших, напыщенных бизнесменов и топ-менеджеров, но им также неуютно в «богемных» местах, где сильно накурено, шумно и невкусная еда. Мне на ум приходят только две сети московских ресторанов, которые более или менее годятся для этой категории потребителей. Кстати, там всегда людно.
Что еще? Один кинотеатр, пара журналов, и в списке придется поставить точку. Телеканалы? Ни одного. «Культура» слишком старомодна для них, да и не покрывает их потребности в информации и развлечениях. Веб-сайты? Может, они и есть, но пока слишком мало известны, чтобы реализовать свое преимущество. Так что бизнесу еще есть где развернуться. Различия разделяют, но они же объединяют и могут подсказать идею, если подойти к делу творчески и с умом. Мы можем продолжить разговор в форуме к этой статье.