Чем лучше, тем хуже. Беседа с политическим психологом Акопом Назаретяном | Большие Идеи

・ Психология

Чем лучше, тем хуже. Беседа с политическим психологом
Акопом Назаретяном

Aгрессия — естественное свойство всего живого, но иногда приходится ее обуздывать. Для общества опаснее всего — несбывшиеся ожидания, и поэтому надо научиться ими управлять.

Авторы: Фалалеев Дмитрий , Евгения Чернозатонская

Чем лучше, тем хуже. Беседа с политическим психологом Акопом Назаретяном

читайте также

Почему термин «корпоративная культура» сбивает нас с толку

Джон Трафаган

«Не для галочки»: четыре шага к культуре инклюзивности на основе данных

Синди Хоусон

«Если TikTok угроза, то все вокруг тоже угроза»

Кеман Хуанг,  Стюарт Мэдник

Шесть советов работающим родителям

Дейзи Вейдман Доулинг

Если бы руководители осознавали, что компания — не только «образуемое на базе паевого капитала объединение предпринимателей», но и сложный социальный организм, они наверняка разобрались бы со многими «неразрешимыми» вопросами. Например, с напряженностью в коллективе, недовольством сотрудников и нежеланием людей работать. Эти недуги далеко не всегда можно вылечить дорогостоящими мотивационными программами и ежегодными бонусами. Проблемы коллектива на Западе решаются с помощью социальных, а не экономических инструментов. Философ и психолог Акоп Назаретян вот уже несколько десятилетий изучает механизмы социального поведения и формирования агрессии в обществе. Профессор психологического факультета МГУ, кандидат психологических и доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Назаретян рассказал старшим редакторам «HBR — Россия» Евгении Чернозатонской и Дмитрию Фалалееву, почему экономический подъем может привести к социальному взрыву, что делать, чтобы избежать этой опасности, и как себя вести, если она все же возникла.

— Когда-то нас учили, что социальные катаклизмы возникают из-за противоречий между трудом и капиталом и обнищания пролетариата. А что думает об этом социальный психолог?

— Массовое недовольство очень часто возникает под влиянием парадоксального механизма, искажающего восприятие, — его называют ретроспективной аберрацией. Когда в какой-то области — будь то политика, экономика или социальная сфера — ситуация заметно улучшается, ожидания людей растут еще быстрее и действительность их удовлетворяет все меньше. Социальным взрывам всегда и везде предшествовали периоды роста: подъем рано или поздно сменяется относительным спадом, на фоне растущих ожиданий происходит массовая фрустрация (разочарование в надеждах), и она, в свою очередь, провоцирует появление агрессивных настроений.

— То есть связь обратная — чем лучше, тем хуже. Почему так?

— Например, в России первой половины XIX века положение крестьян (уровень жизни, социальная мобильность) последовательно улучшалось, их ожидания росли. Когда началась Крымская война, среди крестьян пошел слух, что добровольцам дадут вольную, и многие стали рваться на фронт. Но война закончилась поражением, надежды на освобождение не оправдались — и начались поджоги барских усадеб. К концу 1850-х годов сложилась революционная ситуация, которая могла обернуться гражданской войной. Но к власти тогда пришли по-настоящему умные правители, такие как Александр II, граф Лорис-Меликов, Александр Горчаков. Они смогли разрулить ситуацию «сверху», о чем потом с сожалением писали многие революционеры. (В нашей стране, кстати, общественная смута часто возникала в связи с неудачами на том или ином фронте — Крымская война, Японская, Первая мировая, Афганская…) Позднее «интеллигентское» революционное движение продолжало развиваться, и начался угар терроризма. Десятилетиями одного за другим отстреливали самых умных и эффективных политиков. К 1917 году у руля фактически не осталось людей, у которых хватило бы ума и воли переломить ситуацию… — Значит, социальное напряжение предсказать нельзя — раз все зависит от тех, кто управляет?

— Нельзя предсказать, но можно оценить вероятность. Американский социолог Джеймс Девис даже вывел закономерность и нарисовал график, который показывает, что пока люди живут стабильно (пусть даже плохо, с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности — и возможность социального взрыва минимальна. Опасность возникает там, где есть рост экономики и, значит, рост ожиданий. Как заметил еще в первой половине XIX века историк Алексис де Токвиль, голодные бунты совершают сытые люди. Ангажированные историки пишут, будто перед революцией свирепствовали голод, ужасные репрессии. А исторический анализ показывает, что все это начиналось как раз вследствие социальных беспорядков.

— Могут ли завышенные ожидания взорвать сообщество поменьше, например коллектив предприятия?

— Теоретически мы изучали только крупные социальные единицы. Но в практической работе я не раз видел, как руководители меньшего масштаба — организации или города — не принимали во внимание искажения, возникающие в массовом восприятии, и это приводило к большим проблемам. Типичная ошибка: ориентируясь на благоприятные объективные показатели — чаще всего экономические, — руководство убеждено, что все сами замечают происходящие улучшения. А приезжают психологи, проводят опросы в фокус-группах, и оказывается, люди уверены, что день ото дня живут все хуже. Порой не знаешь, смеяться или плакать. Помню, в 1999 году в одном заполярном городе директор шахтоуправления рассказал мне, как к нему пришел молодой шахтер и говорит: «Я собираюсь жениться — выдайте мне все долги по зарплате». А директор знает, что в его управлении зарплата выдается регулярно. «Нет, — говорит шахтер, — вы мне платите только аванс». Зовут главного бухгалтера, смотрят ведомости. «Какая у тебя зарплата? — Семь тысяч. — Так, это чья подпись? — Моя. — А эта? — Тоже моя». Оказывается, каждый месяц парень расписывался в нескольких ведомостях — в сумме выходило как раз семь тысяч — и при этом был уверен, что зарплату ему не выдают. И остальные шахтеры получали деньги, и тратили их, но при этом были уверены, что живут на одни авансы.

— С чем это связано? Выходит, шахтеры совсем не соображали?

— Да нет, это были взрослые вменяемые люди. Просто руководство давало деньги в несколько заходов, по разным ведомостям, никому ничего не объясняя. А настроения, особенно в связи с репортажами в СМИ, были из рук вон плохи: на шахте, мол, растет задолженность по зарплате, выдают подачки какие-то. Это пример того, как руководитель пренебрегает важной составляющей своей деятельности — теперь она называется модным русским словом «пиар».

— Неужели руководство не замечало, что люди недовольны?

— А их не учили об этом беспокоиться. Есть производство, экономика, бухгалтерия, а настроение людей — это от лукавого. Помню случай, когда мэр одного города снял свою кандидатуру с выборов на новый срок, после того как я прокрутил ему наедине запись фокус-групп — настолько она его сразила. Его статистика недвусмысленно говорила: зарплаты поднимаются, задолженности гасят, продолжительность жизни растет. И мэр со своей командой убеждены: все это видят и ценят, люди довольны и будут голосовать за них. А как пообщаешься с народом в неформальной обстановке — оказывается, все наоборот.

— Почему? Ведь объективно ситуация как будто улучшается.

— Да, и похоже, статистика достоверна. Но еще быстрее растут ожидания. Вспомните, кто бунтовал в России: Стенька Разин, Емелька Пугачев — казаки, самая зажиточная и вольная часть крестьянства. Повторю, это не русское, а общечеловеческое качество. Уровень жизни французских крестьян и ремесленников в преддверии Французской революции был самым высоким в Европе. Североамериканские колонии перед первой в мире антиколониальной революцией были самыми преуспевающими колониями в мире.

— Сейчас и страна, и бизнес отдельных компаний на подъеме. Что делать предпринимателю, у которого дела идут хорошо?

— Только с 2003 года мы стали засекать на фокус-группах, что люди ощущают реальные позитивные перемены в своей жизни. Но и потребности начали расти соответственно. Ждут повышения зарплат, пенсий, новых экономических и социальных льгот. В целом настроения позитивные, но рано или поздно придет относительный спад и с ним разочарование, от этого никуда не денешься. Так что для России управление ожиданиями сейчас — важная задача. Важно не впадать в эйфорию. Регулярно проводить мониторинг общественных настроений, отслеживать психологический климат в коллективе. И работать с публикой, управлять ожиданиями.

— Как же этим можно управлять?

— Учитесь у большевиков — гениальные были пиарщики. Все эти ленинские декреты — шедевры политического пиара. Или вот люди постарше до сих пор помнят снижение цен. А кто помнит, что этому предшествовало? Цены росли в разы, в десятки раз, а потом правительство опустило их на полпроцента, на один, на полтора. Но это сопровождалось такой массированной пропагандой, что вызвало искренний энтузиазм.

— Это просто подтасовка. Можно как-то управлять ожиданиями, не манипулируя людьми?

— Смотря что называть манипуляцией. Я несколько утрировал, но вообще-то я — рационалист. Хорошее знание механизмов массовой психологии (например, того же графика Девиса) уже само по себе поможет предотвратить худшие сценарии. Просветительская работа способствует формированию гражданского общества, а от этого решающим образом зависит стратегическая устойчивость государства, фирмы или любого социального образования. Хотя направить ожидания в другое русло — подальше от их личного благополучия — можно и с помощью тактических уловок. Подчас это грязные приемы: найти виновных, врагов, перевести агрессию масс на выгодную для манипулятора цель. А можно поступить и тоньше — например, организовать Олимпиаду. Теперь не все помнят, что согласно Программе КПСС к 1980 году планировалось построить «материально-техническую базу коммунизма» — общество всеобщего изобилия. На деле же возник тотальный дефицит товаров, когда за мясом ездили в Москву. И вот вместо одной радости — хрущевского коммунизма — пришла другая — брежневская Олимпиада. Большинство советских людей обрадовались и этому, а про светлое коммунистическое будущее как-то забыли.

— Вряд ли кто-то всерьез верил, что в 1980 году наступит коммунизм.

— В 1970-х уже не верили, многие полагали, что счастье несколько откладывается (из-за «происков мирового империализма» и «субъективных ошибок» прежнего, хрущевского руководства). Но в 1960-х, особенно в первой половине, очень многие верили. И ожидание сохранялось, пропаганда и воспитание по-прежнему на этом строились. Но к концу 70-х стало понятно, что главное — отвлечь народ от неуместных вопросов, и тут Олимпиада пришлась более чем кстати.

— Олимпиада — это все-таки глобальное мероприятие. Есть ли менее затратные инструменты управления ожиданиями?

— Инструментов и приемов известно много, в каждом случае к этому вопросу нужно подходить творчески. Один мой аспирант (он консультирует фирмы) рекомендовал руководителям компаний управлять ожиданиями с помощью слухов. Я считаю, что это плохой совет. Запуск слухов — инструмент спецпропаганды, средство воздействия на войска и население противника. И это оружие обоюдоострое. Если речь идет о фирме-однодневке, то слух — идеальный способ поднять мотивацию. А вот если руководители настроены на длительную работу, то слухи — не их метод, они только вредят. Конечно, умело запущенный слух о том, что скоро на всех прольется золотой дождь, способен улучшить настроения сотрудников, повысить продажи и т.д. Но опыт показывает, что и в политике, и в экономике (повторю, когда задача не сводится к разрушению вражеских конструкций, к обману и т.д.) обман рано или поздно вызовет дисфункцию.

— Какого рода дисфункцию?

— Массовую фрустрацию, которая, в свою очередь, может обернуться апатией или агрессией, направленной уже против собственного руководства. И то и другое крайне опасно для бизнеса. В России после перестройки преобладала апатия, которая привела к резкому сокращению продолжительности жизни и демографическому кризису. Люди, которые всю жизнь прожили в передовой стране, стали свидетелями ее развала, крушения идеалов. И мощная фрустрация переросла в апатию, болезни, ранние смерти, нежелание «плодить нищету» (рожать детей).

— То есть в России недовольство, как правило, перерастает в апатию?

— Нет, конечно. В начале XX века, наоборот, преобладала агрессия. Было много пассионарных, насыщенных мотивационной энергетикой идей и гениальных (не побоюсь этого слова) революционных агитаторов. В конце века возобладала растерянность.

— Вероятно, для российских компаний забастовки скоро вновь станут реальностью, ведь рост ожиданий продолжается. Существуют ли правила взаимоотношений с бастующими?

— С этого года в ряде российских вузов вводятся курсы социальной безопасности, организации переговоров. Например, если говорить о забастовке, очень важно, имеем ли мы дело с вменяемым профсоюзом, со стачечным комитетом или со стихийной толпой. Нужно четко и точно сориентироваться и действовать по ситуации. Неверно оценив положение, можно усугубить последствия и вообще попасть в самую неприятную ситуацию. Но это сложная наука, в двух словах ее не изложишь.

— Предположим, директор шахтоуправления из вашего рассказа столкнулся нос к носу с толпой митингующих шахтеров. Как сбить ее агрессию?

— Об этом подробно написано в моем курсе лекций «Психология стихийного массового поведения», выдержавшем уже три издания. Напомню только эпизод из «Золотого теленка» — Остап Бендер обращается к гражданам, которые бьют Паниковского. «Попрошу свидетелей указать фамилии и адреса. Свидетели, записывайтесь!» И граждан как ветром сдуло. Этот прием называется деанонимизация — толпа ведь всегда анонимна, в ней теряются личность, ролевая идентификация. На агрессивную толпу можно воздействовать громкой ритмичной музыкой: люди невольно начинают двигаться в такт и энергия агрессии уходит. Толпа примитивнее группы, и ею легче управлять (разумеется, только для решения самых элементарных задач), но для этого необходимо владеть соответствующими приемами.

— Ну а если толпа все-таки готова к переговорам?

— Если в толпе еще сохраняются рудименты ролевой структуры, надо засечь лидеров, заводил. Отделить их от общей массы и начать с ними переговоры. Переманить зачинщиков на свою сторону можно разными хитрыми способами. Вообще, конечно, с неформальными лидерами надо работать превентивно, регулярно и настойчиво. А если вы уже довели до того, что ваши сотрудники превратились в агрессивную толпу, то самое время ретироваться, уйти с должности и учиться, учиться, учиться. Связываться с перевозбужденной массой без необходимой подготовки, таланта и знаний — попросту опасно.