Благоденствие сотрудников: движение по кругу | Большие Идеи

・ Психология

Благоденствие сотрудников: движение
по кругу

Кто улучшит жизнь человека — и компании?

Автор: Сергей Филонович

Благоденствие сотрудников: движение по кругу
shutterstock / Alphavector

читайте также

Не пора ли сменить место работы?

Эми Галло

Великолепная семерка: секреты найма лучших топ-менеджеров

Ярослав Глазунов

Инновационные державы: как стать членом клуба

Као Джон

Шесть методов реорганизации бизнеса после пандемии

Дэн Шварц,  Майкл Мэнкинс,  Эрик Гартон

Пандемия изменила мир. Среди прочего она с особой отчетливостью показала, что эффективность

деятельности любой организации в значительной степени обусловлена well-being работающих в ней людей – от СЕО до рядового исполнителя.

Английское слово well-being традиционно переводится на русский язык как «благополучие», что в свою очередь определяется как «отсутствие серьезных трудностей». Быстрое распространение коронавируса существенно повлияло на благополучие сотрудников большинства компаний, создав для них массу новых сложностей, связанных, в частности, с изменением условий работы и переходом к дистанционному или гибридному графику. Среди основных проблем нашего времени — удлинение рабочего дня, необходимость использовать электронные средства коммуникации, трудиться в одном, зачастую тесном помещении с другими членами семьи, совмещать выполнение рабочих и домашних обязанностей и т. д. Новые трудности оказали воздействие и на «психическое благополучие» людей и их ментальные модели. Кому-то не хватает общения лицом к лицу, кто-то испытывает повышенную тревожность из-за невозможности получать быструю обратную связь от руководства, многие затосковали из-за смены привычных форматов командной работы.

В последнее время, однако, well-being все чаще переводят как «благоденствие». Между тем, понятие, обозначаемое этим словом, во многом отличается от того, что стоит за «благополучием». При этом неоспоримо, что и благополучие, и благоденствие оказывают значительное влияние на состояние сотрудников, их трудоспособность и, соответственно, на показатели компании и ее будущее. Ниже я рассмотрю оба понятия, выявлю различия между ними и представлю модель цикла благоденствия, которая поможет людям жить полной жизнью, а организациям добиваться за счет этого устойчивого роста и развития.

БЛАГОПОЛУЧИЕ VS БЛАГОДЕНСТВИЕ

Термин well-being начали использовать в науках о поведении задолго до пандемии. Эта концепция, в частности, занимает важное место в одной из моделей эмоционального интеллекта, предложенной американо-израильским психологом Рувеном Бар-Оном. В рамках его модели well-being оказывается существенным элементом эмоциональной компетентности, который определяется как способность человека быть жизнерадостным, получать удовольствие от жизни, позитивно относиться к себе и к окружающим. Такое описание, по большому счету, соответствует термину «благоденствие», а не «благополучие».

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема

Термин well-being сегодня переводят как «благополучие» и «благоденствие». Путаница между этими понятиями, однако, не позволяет компаниям внимательно отнестись к состоянию сотрудников и за счет этого повысить свои показатели и укрепить положение на рынке.

Решение

Модель цикла благоденствия, предложенная автором, помогает понять, что позволяет человеку жить осмысленно и получать удовольствие от собственной деятельности, а также определить, до какой степени организация может способствовать благополучию и благоденствию сотрудников.

В современной англоязычной литературе по менеджменту усматривается стремление отразить различия между благополучием и благоденствием. Авторы статей, опубликованных в последние годы, стали использовать слово happiness, которое на русский язык чаще всего переводится как «счастье». Но в нашем сознании счастье и благоденствие не идентичны. Если вести речь о профессиональной жизни человека, то понятие «благоденствие» представляется более подходящим.

Главное отличие благоденствия от благополучия в том, что благоденствие можно рассматривать как цель, а благополучие — как средство. Для обоснования этого тезиса следует определить, что мы понимаем под благоденствием. Это осмысленное, продуктивное существование, приносящее удовлетворение и позволяющее радоваться жизни. Благополучие (отсутствие серьезных проблем) может рассматриваться как условие благоденствия, причем не всегда обязательное. Многие способны жить полной жизнью, испытывая, например, радость от созидательного труда, не придавая при этом значения повседневным трудностям. История дает немало таких примеров. Некоторые исследователи даже полагают, что избыточное благополучие несовместимо с эффективной созидательной деятельностью.

Предложенные выше определения позволяют построить модель цикла благоденствия. В соответствии с этой схемой основа благоденствия закладывается с помощью эффективного целеполагания. Может показаться, что эпитет «эффективный» неуместен, поскольку эффективность обычно определяется результатом, а здесь речь идет о начале некоего цикла. Однако в данном случае под эффективностью понимается постановка цели, гармонирующей с системой ценностей индивида. Соответственно, целеполагание считается неэффективным, если цели человеку навязываются извне и он принимает их либо вынужденно, либо не осознавая противоречий между ними и собственной системой ценностей. В последнем случае человек становится жертвой так называемого «парадокса успеха»: достигнув цели, он не испытывает радости.

Второй элемент цикла благоденствия — соотношение перспектив личности. Чтобы объяснить смысл этого элемента, сошлюсь на теорию перспектив известного советского педагога А.С. Макаренко. Применительно к рассматриваемой модели точка зрения Макаренко выглядит так. Для полноценной жизни (в данном случае для благоденствия) у человека должно быть две перспективы: дальняя и ближняя. Дальняя перспектива определяет смысл его деятельности, а для достижения образующих ее целей требуются многие годы. Однако людей, которые способны вдохновляться дальней перспективой и непрерывно идти к поставленной цели, не так много. Большинству нужна ближняя перспектива, определяющая цели, достижение которых приносит «маленькие радости». Если у человека нет дальней перспективы, а есть только ближняя, его жизнь напоминает движение броуновской частицы: он ни на миг не останавливается, но его среднее по времени перемещение равно нулю. Дальняя перспектива обеспечивает дрейф в определенном значимом для человека направлении. Осуществляя эффективное целеполагание, нужно сознательно определять соотношение своих перспектив, время от время радуясь промежуточным результатам, но упорно идя к большой осмысленной цели.

Движение к глобальной цели всегда требует невероятных усилий. Конечно, большинству людей, знакомых с концепцией потока Михая Чиксентмихайи, хотелось бы время от времени оказываться в этом состоянии. Но постоянно находиться в потоке нельзя — как нельзя и беспрерывно напрягать волю: в обоих случаях происходит перерасход нервной и физической энергии, чреватый тяжелыми последствиями. Например, Исаак Ньютон создал свое самое значительное творение — «Математические начала натуральной философии» — поразительно быстро. Это позволяет предположить, что, работая над «Началами», он находился в состоянии потока. Однако спустя некоторое время после выхода книги Ньютон пал жертвой психического расстройства. Через несколько лет он выздоровел, но к научному творчеству больше не возвращался.

На пути к достижению цели человек должен рационально балансировать процессы, связанные с расходованием энергии и ее восстановлением. В зависимости от темперамента, психотипа и энергичности индивида соотношение этих процессов может быть разным, поэтому важно не копировать чужие образцы, а искать свое уникальное решение. Для этого каждый должен понимать, сколько времени после интенсивной и продуктивной работы ему нужно отдыхать и как лучше организовать для себя психологическую или физическую разгрузку. Напомню, что отсутствие усталости при длительной и очень напряженной работе — чрезвычайно опасный симптом, свидетельствующий о состоянии дистресса.

Наконец, замыкающий элемент цикла благоденствия — умение получать удовольствие как от процесса созидательной деятельности, так и от его результата. Образчик подобного умения, ставший символом достижения выдающегося успеха, дал Александр Сергеевич Пушкин. В письме к своему другу Петру Вяземскому он рассказал об эмоциях, которые обуревали его после завершения работы над сложнейшим произведением — поэмой «Борис Годунов». «Трагедия моя кончена, — писал он, — я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!»

В то же время в истории есть примеры того, как люди, создав нечто ценное, не испытывали удовлетворения полученным результатом. При жизни Францу Кафке удалось опубликовать несколько сборников рассказов, не привлекших внимания широкой публики. В завещании он поручил другу и душеприказчику уничтожить все оставшиеся после его смерти рукописи. По счастью, завещание Кафки было нарушено, и незаконченные произведения опубликованы. В итоге творчество Кафки оказало значительное влияние на интеллектуальную жизнь XX и XXI веков. Крайним проявлением неумения радоваться полученным результатом является невротический перфекционизм — по существу, болезнь, вследствие которой человек никогда не бывает удовлетворен тем, что сделал.

Одно из самых ярких описаний удовольствия от процесса работы над сложной задачей дал Михай Чиксентмихайи в книге «Поток». Он даже ввел специальный термин для такого переживания, назвав его аутотелическим (от греческих слов auto — «само по себе» и telos — «цель»). Оно возбуждается деятельностью, которая «совершается не ради будущего вознаграждения, а ради нее самой». Но и правильно организованная командная работа может доставлять удовольствие, хотя это переживание не всегда аутотелическое, поскольку зачастую главное для команды — достижение поставленной цели.

После достижения цели, к которой стремились долгие годы, люди часто ощущают внутреннюю опустошенность. Это связано с временной потерей ориентиров. Чтобы не испытывать подобных неприятных ощущений, старую цель следует заместить новой. Именно поэтому представленная модель названа циклом благоденствия: время от времени он должен воспроизводиться.

ЧЕЛОВЕК VS КОМПАНИЯ

Рассматривая различия между благополучием и благоденствием, полезно задаться вопросом, за какое из этих состояний человек отвечает сам, а в чем ему способна помочь организация, в которой он работает.

С моей точки зрения, компания должна способствовать профессиональному благополучию сотрудников. Среди прочего она может создавать удобные рабочие места, позволяющие выполнять свои обязанности с минимальной затратой энергии. В ее силах наладить атмосферу психологической безопасности, гарантирующую всем возможность свободно высказывать мнение, проявлять инициативу и даже совершать ошибки, не боясь услышать упреки или быть наказанным. Система психологической поддержки работников и признание их достижений также формируют ощущение благополучия. Сегодня организации ищут новые приемы обеспечения благополучия коллектива, которые позволили бы им решать проблемы, ассоциирующиеся с пандемией.

С благоденствием дело обстоит сложнее. Теоретически компания может предлагать сотрудникам осмысленные и привлекательные для них цели, но удается это единицам. Именно этим, скорее всего, вызвана широко обсуждаемая в наши дни проблема «великого увольнения». Она состоит в том, что в условиях кризиса, когда, казалось бы, люди должны особенно ценить свою занятость, они в массовом порядке увольняются и ищут новую работу. Возможности, связанные с организацией трудового процесса, которые открылись с распространением пандемии, позволили многим задуматься о более осмысленном приложении своих сил.

И все же обеспечить благоденствие за счет внешнего воздействия нельзя. Поэтому окончательный выбор цели и реализация полного цикла благоденствия — задача индивида. Чтобы преуспеть, необходимо развивать в себе требуемые для этого навыки. Компании могут лишь поддерживать сотрудников на этом пути, одобряя их инициативы; предоставляя им возможность отдыхать после интенсивной работы; всячески подчеркивая, что полученный ими результат значим для организации и т. д.

Первый навык, который необходимо укреплять, — целеполагание. Для этого нужно осознать свою систему ценностей и регулярно сопоставлять с нею все цели. Человек, который не понимает своих ценностей, совершает серьезные ошибки при целеполагании, а затем глубоко сожалеет о потраченных на достижение цели силах и времени.

Балансировка перспектив — задача непростая, особенно для менеджеров. При движении по карьерной лестнице соотношение ближней и дальней перспектив должно меняться. Чем выше человек поднимается, тем большую роль должна играть дальняя перспектива и тем меньше остается «маленьких радостей». Это означает, что в ходе развития карьеры нужно менять психологические установки. Человек, который этого не делает, легко может стать жертвой «принципа Питера»: карьерный рост останавливается, когда сотрудник достигает уровня своей некомпетентности. Неумение балансировать перспективы — это и есть некомпетентность.

Балансировка процессов требует чувствительности к своему психическому, ментальному и физическому здоровью. Сегодня все большее распространение получает понятие ресурсного состояния. Оно подразумевает способность индивида эффективно решать стоящие перед ним задачи за счет того, что все подсистемы организма синхронизованы и настроены на достижение цели. Войти в ресурсное состояние непросто. Вспомните, сколько раз вы вдохновлялись идеей, но не могли ее реализовать, поскольку испытывали физическое истощение вследствие энергозатратной повседневной рутины. Но если вы понимаете себя, то вслед за героиней романа «Унесенные ветром» можете сказать: «Я подумаю об этом завтра» — и в результате принять решение, находясь в оптимальном для этого состоянии. Заметим, что один из приемов балансировки процессов — это популярная в наши дни медитация.

Умение получать удовольствие от процесса и результатов деятельности можно развивать, если особым образом воспринимать происходящее внутри и вокруг себя. Даже раздражающие события или обстоятельства можно превращать в источник вдохновения и интеллектуального удовольствия. Приведу пример. Многих университетских преподавателей нервирует и огорчает тот факт, что часть студентов из-за перехода к онлайн-обучению теряет вовлеченность в учебный процесс. Этот эффект приводит к выгоранию преподавателей и порождает ряд других негативных последствий — неудовлетворенность работой, непродуктивные конфликты и т. д. В то же время он заставляет задуматься о причинах снижения у студентов мотивации к приобретению знаний и возможных способах ее поддержания. Это интересная исследовательская проблема, связанная, в том числе, с явлением, которое изучала профессор бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса Тереза Амабиле, — подавлением внутренней мотивации факторами мотивации внешней. Так что преподавателям, которые недовольны отношением студентов к учебе, стоит порекомендовать исследовать эту проблему. Сделанные выводы можно использовать в будущем, поскольку онлайн-форматы обучения закрепятся в университетской практике после окончания пандемии, когда аудиторный формат занятий будет восстановлен.

Умение получать удовольствие от процесса и результатов деятельности, как, впрочем, и весь цикл благоденствия, тесно связано с так называемым экзистенциальным интеллектом. Это понятие было введено американским психологом Говардом Гарднером в рамках его теории множественного интеллекта. Развитый экзистенциальный интеллект позволяет человеку размышлять о смысле жизни, определять цели, рационально судить об эффективности своей деятельности.

Не стоит удивляться, если в модели цикла благоденствия вы обнаружите отзвуки идей таких выдающихся философов и психологов ХХ века, как Эрик Фромм и Виктор Франкл. Они оба по разным поводам и в разных контекстах рассматривали вопрос о благополучии и благоденствии личности в таких книгах, как «Иметь или быть», «Сказать жизни “Да”!» и «Человек в поисках смысла». Общий вывод их исследований как раз и состоит в том, что свое благоденствие человек строит сам, а внешняя среда либо помогает, либо мешает ему двигаться в этом направлении.

Забота теоретиков и практиков менеджмента об обеспечении благополучия сотрудников компаний в целом не может не вызывать поддержки, однако не следует забывать и о благоденствии, ведь именно оно и есть залог полноценного существования. Поддерживая людей на пути к благоденствию, побуждая их развивать в себе навыки, необходимые для реализации цикла благоденствия, организации заботятся в том числе о собственном будущем.