Подлинный лидер нуждается в харизме | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Подлинный лидер нуждается
в харизме

Харизма нередко оказывается главным фактором на пути к успеху.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Подлинный лидер нуждается в харизме

читайте также

Почему так важен чернорабочий опыт

Саймон Вонг

Бремя перемен

Андрей Шапенко,  Марина Филиппова

Свежий номер HBR Россия: самое интересное

Думать как менеджер

Генри Минцберг,  Джонатан Гослинг

Те новые бизнес-лидеры и многообещающие предприниматели, на которых я готова была бы сделать ставку, имеют одну общую черту: харизму. Много харизмы.

«Пол Ли» (имя вымышленное) прекрасно умеет убедительно представлять свое видение и завоевывать доверие. Неиссякаемый интерес к людям превратил его в великолепного коммуникатора, он за полчаса чартерного рейса успевает обзавестись новыми друзьями. Его отношения с потенциальными инвесторами и известными лицами в спорте и сфере развлечений основаны на личном шарме и готовности оказывать персональные услуги — например, добыть детям билеты на матч или тут же, позвонив по мобильному телефону, свести с нужным человеком. Его обаяние проистекает не из увлекательных монологов, а из умения слушать: сначала он внимательно выслушает, а затем вовлекает человека в тот вид деятельности, который, судя по его рассказу, ему наиболее близок. Он уволился из известной компании, а уже два года спустя построил свой мини-концерн с отделениями в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он привлекает деньги, поддержку знаменитостей, пожертвования на благотворительность, он все время находит новых приверженцев и умеет их сохранять.

Бизнес-модель Ли предполагает создание основной маркетинговой компании, вокруг которой организуются спутниковые стартапы — они вправе использовать возможности основной материнской компании, чтобы реализовать свой потенциал. Его модель лидерства предполагает, что каждый человек в организации должен чувствовать себя особенным и его индивидуальные потребности должны быть удовлетворены, но в то же время все должны также работать вместе и черпать силы в своем единстве. На благотворительных мероприятиях, которые супруги Ли проводят в поддержку нескольких опекаемых ими фондов, он приглашает гендиректоров, своих школьных друзей и известных рок-музыкантов. Компания Ли привлекательна для всех, потому что это мир приветливый и дружелюбный. Здесь не чувствуется ни соперничества, ни вражды (хотя я догадываюсь, в каком черном свете он мог бы выставить конкурента, если бы захотел).

Харизма не равна искусству оратора или набору избитых приемов. Ли вовсе не искусный говорун или выдающийся писатель. И в харизме всегда присутствует какая-то суть — Ли должен давать результат и он его дает, потому что умеет вовлечь в работу самых правильных людей, и они в свою очередь зовут лучших. Он еще только начинает самостоятельную карьеру в качестве частного предпринимателя, но люди ему верят — точнее, верят в собранные им команды, а это он делает, притягивая лучших специалистов как магнитом. Такой магнетизм и есть харизма.

Читайте материал по теме: Настоящий лидер признает свои ошибки

Последнее время значение харизмы стали преуменьшать. Гуру по психологии лидерства ныне отвергают саму теорию «великого мужа» (женщин среди бизнес-лидеров все еще настолько мало, что так и не сложилась теория «выдающийся женщины»). Подчеркивается важность мультилидерства, умения следовать намеченной цели, распределять полномочия, работать в команде.

Разумеется, ни один человек не может преуспеть в одиночку. Даже «ходящие по воде» (этот тип лидеров — один из самых любимых, о них вы можете прочесть в моей книге «Уверенность») на самом деле ступают по камням, то есть имеют твердую систему поддержки. Правда и то, что понятие «харизма» имеет религиозную окраску — представляется слепая вера, с какой люди следуют за вожаком в смертельную ловушку или же полагаются на нового гендиректора, который чудом спасет разваливающуюся компанию. Но не стоит впадать и в другую крайность, вовсе отбрасывая фактор личной привлекательности, которая помогает человеку стать подлинным лидером.

Так и президентские выборы критиковали за то, что рекламируется в большей степени личность, чем какая-то программа. Социальные психологи стали разделять факторы личной привлекательности и компетентности, как будто они несовместимы. В пору выборов параметр личного обаяния непременно замеряется, но эксперты склонны высмеивать значимость этого фактора: мол, не собутыльника же себе подбираем! А я предпочту отстаивать другую крайность: нужно при прочих равных выбирать наиболее харизматического кандидата, потому что лидер, способный очаровать избирателей и вовлечь нас в движение, где каждый предстает в лучшем виде — такой лидер и на высшем посту сумеет чего-нибудь да добиться. И Билл Клинтон, и Рональд Рейган сполна обладали харизмой. Помощников такой лидер себе найдет, но умение строить отношения никому не делегируешь.

Читайте материал по теме: Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

Некоторые люди, вроде президента Клинтона или моего молодого друга Ли, обладают харизмой от природы, однако многие ее элементы можно в себе развить — например, искренний интерес к людям. Умение выслушивать чужие проблемы и мечты и помогать людям достигать желаемого. Обращаться с каждым, как с особенным, заслуживающим внимания собеседником. Помнить детали из биографии каждого своего стейкхолдера.

В современном бурном мире предпринимательство подчас превращается в новую религию, панацею для экономики и средство установить мир на всей Земле. Это сравнение с религией не столь уж натянуто — инновации и бизнес всегда опираются в том числе и на веру. Вот почему венчурные капиталисты советуют ставить на лидера, а не на идею. Харизма нередко оказывается главным фактором на пути к успеху.

Читайте по теме: