Тони Фернандес: «Раз в месяц я работаю грузчиком» | Большие Идеи

・ Психология

Тони Фернандес: «Раз в месяц я
работаю грузчиком»

Владелец авиакомпании AirAsia Тони Фернандес о том, куда приводят мечты

Автор: Анастасия Миткевич

Тони Фернандес: «Раз в месяц я работаю грузчиком»
airasia.com

читайте также

«Для меня не проблема признать: я облажался, давайте все поменяем»

Александр Воробьев/"Ведомости"

«Работаем!»: что помогает командам адаптироваться в критических ситуациях

Сайра Кристанчо

Верная ставка: рецепты лидерства от СЕО-шейха

Ясар Джаррар

Путешествие будет приятным

Юлия Фуколова

читайте также

Основателя авиакомпании AirAsia Тони Фернандеса иногда называют азиатским Ричардом Брэнсоном. Истории успеха Фернандеса и Брэнсона действительно похожи. Убедиться в этом смогли посетители проходившего в Москве бизнес-форума «Атланты», где Фернандес выступил с лекцией. Мы публикуем наиболее интересные ее фрагменты.

Когда я учился в Лондоне, меня очень тянуло домой. Я позвонил как-то маме и спросил, могу ли я приехать на каникулы, но она сказала, что летать очень дорого, поэтому пока такой возможности нет. Я тогда мечтал о дешевом прямом рейсе из Лондона в Куала-Лумпур. И вот когда AirAsia запустила этот рейс, я специально приехал к тому месту, где учился, и оттуда на такси поехал в аэропорт и улетел в Малайзию. Это был очень трогательный момент для меня.

Я работал в музыкальной индустрии, но всегда хотел открыть бюджетные авиалинии. И однажды я понял, что пора идти навстречу мечте. У меня было всего $500 тысяч, я нашел убыточную компанию и купил ее за 25 центов. Это было 8 сентября 2001 года, а уже 11 сентября случились теракты с башнями-близнецами в Нью-Йорке. Мой партнер меня тогда спросил: «Мы точно хотим этим делом заниматься после 11 сентября?» Но я не стал отказываться, ведь люди все равно летают и будут продолжать летать.

Мне досталась компания с двумя самолетами и 254 перепуганными сотрудниками, которые до этого видели меня в разных музыкальных шоу и не представляли, как я буду управлять компанией. Сейчас у нас уже 205 самолетов. В первый год мы перевезли 200 тысяч пассажиров, в этом году будет уже 60 миллионов. Уже восемь раз нам присуждали звание лучшего лоукостера. Мы решили летать туда, где раньше в принципе не было авиарейсов.

Нет ничего более важного для компании, чем ее персонал. И самая распространенная ошибка – не использовать таланты ваших сотрудников. В компании сейчас 17 тысяч человек, при этом у нас очень плоская иерархическая структура, и у каждого сотрудника есть мой прямой телефонный номер. Почему? Потому что я предпочитаю, чтобы на меня работали мозги не 10 человек, а 17 тысяч. Обычно ведь головой работают только топ-менеджеры, а все остальные руками. Наш залог успеха – это фантастическая мотивация и бешеная энергетика. Каждый приносит пользу компании и может почувствовать себя совладельцем.

Нельзя быть успешным руководителем, если ты постоянно сидишь в офисе. Очень важно регулярно спускаться «в поле», чтобы понять, что там на самом деле происходит. Раз в месяц я работаю либо грузчиком на багажной ленте, либо на стойке регистрации, либо бортпроводником. У нас был как-то такой случай. Мои сотрудники попросили купить новые автоматические погрузчики для багажа. В тот момент я не мог выделить на это деньги, и вот когда я в очередной раз пошел работать в аэропорт, меня специально поставили грузчиком. Я чуть не надорвал спину и по окончанию смены уже знал, что купить новые погрузчики надо обязательно. Если бы я сидел в офисе, я бы просто угробил здоровье своим сотрудникам, даже не зная об этом.

В компании куча талантливых ребят, но денег, чтобы продолжить свое обучение, у них нет. Но если у них есть желание стать летчиком, мы даем им возможность пройти обучение внутри компании. Один парень в 13 лет был вынужден бросить школу и пойти работать грузчиком, а теперь он первый пилот. А еще пилотами у нас работают женщины, сейчас их 62.

Еще одна частая ошибка компаний состоит в том, что во время кризиса сокращаются расходы на маркетинг, а надо наоборот вкладывать деньги в рекламу. Это позволит увеличить узнаваемость бренда, ведь кризис рано или поздно закончится. В любой негативной ситуации можно найти точки роста.

Для того чтобы добиться успеха, создайте крутую бизнес-модель. Окружите себя выдающимися людьми, потому что сами вы все не вытянете. Вкладывайтесь в маркетинг, просто так о вас никто не узнает. Используйте современные технологии, чтобы вас не догнали конкуренты.

Верьте в невозможное, не отказывайтесь. Мечты сбываются, и не верьте людям, которые говорят, что ничего не получится. Когда я создавал AirAsia, надо мной многие смеялись, но я не обращал внимания. Из мечты рождаются великие проекты. Посмотрите хотя бы на Google и Apple. Когда-то это ведь тоже были мечты. Провалы и неудачи – это нормально, не стоит их бояться. Главное, чтобы ваше сердце горело.

Если вы занимаетесь делом, которое любите, успех гарантирован вам на 90%. Подумайте, что больше всего вас радует. Если вы действительно хотите найти свою миссию, Вселенная вам ответит.