Зловещий культ или культура | Большие Идеи
Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зловещий культ или культура

Манфред Кетс де Врис
Зловещий культ или культура
Фото: Bruno Aguirre/Unsplash

У каждой компании есть своя культура. Ее образуют ценности и нормы, определяющие свойственное организации поведение. Корпоративная культура влияет на то, как вы работаете. Если эта культура здоровая, компания может привлекать и удерживать мотивированных сотрудников, объединять их вокруг общей цели и достигать высоких результатов.

Однако добровольное сближение вокруг общей цели иногда оборачивается в нечто зловещее. Даже здоровая корпоративная культура может запросто превратиться в культ — вне зависимости от намерений тех, кто стоит во главе организации. Многие популярные компании ходят в этом смысле по самому краю. Apple, Tesla, Zappos, Southwest Airlines, Nordstrom, Harley Davidson — вот лишь некоторые примеры корпораций, которые сначала приобрели культовый статус у потребителей и теперь культивируют похожие поведенческие паттерны среди подчиненных.

Как понять, что в компании существует корпоративный культ? По уровню контроля над мыслями и поведением сотрудников со стороны менеджмента. Такой контроль начинается на стадии приема на работу, когда потенциального сотрудника оценивают на соответствие принятым в компании правилам. Получив работу, он начинает замечать, как система стимулов и рабочие процессы требуют приспособления к существующим нормам поведения. Те, в свою очередь, определяют, как сотрудники общаются между собой, принимают решения, оценивают друг друга. От соответствия этим нормам зависит, кого возьмут на работу, с кем расстанутся, а кто получит повышение. В такой среде коллективное мышление берет верх, а индивидуализм утрачивает свою ценность.

Некоторые компании доходят до того, что позиционируют себя как замену семье и друзьям, изолируя — иногда намеренно — сотрудников от поддержки из внешнего мира. Не оставляя времени для отдыха, отпуска и развлечений, компании побуждают сотрудников к тому, чтобы вся их жизнь строилась вокруг работы.

Как заметить, что культура вашей компании превращается в культ?

Один из верных признаков — это язык. Корпоративным культам свойственно создание собственной терминологии для укрепления чувства принадлежности. Например, в Disney сотрудники — это «актерский состав», клиенты — «гости», а территория развлекательных парков компании — «сцена». При поломке аттракциона тут принято использовать код «101».

Еще один тревожный звонок — это ритуалы. Такие ритуалы не всегда признак серьезной проблемы, но порой свидетельствуют именно о ней. Много лет назад, когда я работал в IBM, мне в руки попала удивительная книга. Это был сборник песен, чуть ли не боготворящий легендарного первого CEO компании Томаса Уотсона-старшего (он был издан по его указанию). Крупнейший ритейлер Walmart до сих пор заставляет своих сотрудников кричать корпоративный девиз. Несмотря на то, что такие ритуалы выглядят достаточно архаичными в Европе и Америке, они все еще пользуются популярностью у многих азиатских компаний. В Yamaha Motors по-прежнему поют корпоративную песню, написанную еще в 1980 году. Сотрудники производителя точных инструментов Horiba поют песню «Joy & Fun», а рабочие железнодорожной компании JR Kyushu на обеденных перерывах слушают музыкальный номер «Романтичные железные пути».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Три совета тем, кто поругался с коллегой или начальником
Брианна Каза,  Мара Олекалнс,  Тимоти Вогус