читайте также
Сегодня российский бизнес продолжает потряхивать, но уже с меньшей амплитудой. Продажи во многих сегментах снизились, и с этим уже многие свыклись, как и с падением показателей прибыльности. Так или иначе, экономить бюджет продолжают практически все компании.
Как следствие происходит сокращение персонала. «Срезание голов» часто приводит к тому, что оставшиеся сотрудники вынуждены выполнять не только свою работу, но и работу уволенных коллег. Таким образом, нагрузка на людей сильно возрастает.
Многие компании сейчас всерьез задумались о том, как сохранить рабочий настрой коллектива или отдельных сотрудников, чтобы они работали «за себя и за того парня» и достигали нужного бизнесу результата.
Я решила разобраться в том, как сегодня бизнес решает задачу повышения эффективности руководителей и их команд. С этой проблемой я обратилась к экспертам крупных корпораций и попросила их поделиться своим мнением. В ходе беседы были затронуты следующие вопросы:
- Как сегодняшний затянувшийся «кризис» влияет на эффективность сотрудников?
- Что в нынешней ситуации является ключевым для повышения эффективности сотрудников и достижения нужного результата?
- Как в новых условиях вдохновлять и удерживать персонал?
Читайте материал по теме: Четыре фактора успеха управленческих команд
Вот мнение Татьяны Кожевниковой, директора по управлению персоналом оргкомитета ЧМ по футболу FIFA 2018 в России: «Сотрудники сегодня хотят работать в тех компаниях, где происходит что-то интересное, где существует цель, которую они разделяют, где есть энергия и драйв.
Атмосфера в компании всегда зависит от первого лица, но не менее важна роль линейных руководителей, которые должны разделять корпоративные ценности и демонстрировать приверженность им своим поведением. Ничто так не снижает эффективность отдельных работников и коллектива в целом, как “корпоративный цинизм” и “двойные стандарты”.
Если говорить про повышение эффективности, то помимо так называемых soft инструментов, к которым относятся регулярная обратная связь, справедливая и прозрачная система вознаграждения, обучение и наставничество, важное значение имеют и hard инструменты: внедрение современных технологий (в том числе информационных) и оптимизация бизнес-процессов. В компаниях с ручным управлением, где решения принимаются субъективным образом и нет структурированных бизнес-процессов, работнику сложно быть эффективным».
Ирина Драпуля, вице-президент, начальник управления по подбору, обучению и развитию персонала группы ВТБ: «Когда мы говорим о новой реальности, прежде всего необходимо задуматься о том, как измениться самим и как изменить бизнес-процессы, чтобы обеспечить реализацию поставленных целей.
В условиях перемен снижение эффективности происходит часто из-за того, что энергия людей направлена на выживание, а эффективность, на мой взгляд, напрямую связана с четкостью формулировок целей и последовательностью действий, с практикой открытого диалога руководитель-подчиненный и конструктивной обратной связью.
На мой взгляд, самое ценное, что можно дать людям, — это смысл, объяснение происходящего, информацию о том, что и как планируется, видение перспективы развития бизнеса. А для руководителей равноценной будет возможность услышать позицию, мнения и предложения сотрудников. В российской культуре в принцип “начальству виднее” верят и руководство, и сотрудники. Занимая такую позицию, мы часто недооцениваем значение вовлеченности и приверженности общей задаче, которые могут объективно повыситься как следствие конструктивного диалога».
Юлия Вестеровская, директор по аттестации и развитию международного аэропорта «Шереметьево»: «Сегодняшняя новая реальность и связанное с ней сокращение численности персонала привели к тому, что уровень исполнительской дисциплины в компаниях повысился. Но для выхода на требуемый уровень эффективности этого недостаточно.
Руководитель должен уметь не только привлекать, удерживать и обеспечивать возможность согласованной работы сильных профессионалов, но и формировать здоровую атмосферу, задавать контекст и смыслы, находясь в постоянном диалоге с каждым членом команды, быть доступным, открытым к новым, иногда не совпадающим с его идеями точкам зрения. Ключевым словом сегодня становится осознанность.
Читайте материал по теме: Сила неопытных лидеров
Именно поэтому важными становятся такие факторы, как взаимоотношения с руководителем, понимание цели и смысла деятельности, доверие, стабильность, перспективы развития и вера в совместное будущее. В совокупности это даст толчок к повышению эффективности и инновациям. И здесь одним из лучших инструментов может быть коучинг».
Так, по мнению трех опытных директоров по персоналу, ключевыми факторами успеха в области эффективности и вовлеченности сегодня являются:
- Регулярная и развивающая обратная связь
- Четко сформулированные цели, которые понимают и разделяют ваши сотрудники.
- Осознанность руководителей, которые принимают решения и стимулируют изменения.
- Новый, открытый стиль руководства, построенный на доверии и раскрывающий перспективы как для бизнеса, так и для людей.
- Постоянная коммуникация и открытый диалог с сотрудниками на разных уровнях.
Именно эти 5 указанных выше фактора зачастую отсутствуют или находятся вне фокуса многих руководителей сегодня.
Пройдя в должности директора департамента как минимум два кризиса (1998 и 2009 гг.) и наблюдая то, что происходит сейчас в компаниях как коуч руководителей высшего звена, с полной уверенностью могу утверждать, что общепринятые способы, связанные с привычными подходами управления эффективностью, уже изжили себя. Сейчас необходимо включать в свой арсенал другие методы мотивации людей. Как пример — коучинговые инструменты в управлении могут стать хорошим помощником при изменениях. Сегодня коучинг все еще недооценен, неверно истолкован, спутан с психологией и психотерапией . Те компании, которые понимают разницу между коучингом и психотерапией, преуспеют по сравнению с теми, кто пугается нового или считает это направление пустой тратой времени и денег.