12 контрольных вопросов, которые нужно задать, прежде чем закрыть стартап | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

12 контрольных вопросов, которые нужно задать, прежде чем
закрыть стартап

Держитесь, упорствуйте — и сохраните шанс добиться успеха.

Автор: Розабет Мосс Кантер

12 контрольных вопросов, которые нужно задать, прежде чем закрыть стартап

читайте также

Почему лидерам не следует сосредотачиваться на создании корпоративной культуры

Харви Дойчендорф

GE: эксперимент глобального роста

Когда для полноты счастья нужны четыре работы

Бриана Каза,  Шерри Мосс

Шесть шагов для работы с тем, кто вам не нравится

Марк Невинс

Когда мы принимаемся за новое дело, успех или поражение зачастую определяется временем: сколько времени мы продержимся, прежде чем сдаться. Самые великие надежды где-то на полпути ожидает крах. Закономерность, которую я наблюдала за долгие годы моей практики: «На полпути к победе мы видим лишь поражение».

На полпути в нижней его точке возникают всевозможные препятствия, ведь путь не был заранее размечен. Наваливается усталость. Разбегается команда. Нетерпеливые критики спешат осудить как раз в тот момент, когда, казалось, что-то начало получаться. Да и времени на решение сложных проблем всегда уходит больше, чем по первоначальным оптимистичным прогнозам, и обходится это дороже.

Вот почему каждому, кто создает новое предприятие, берется за непривычное дело, меняет курс, необходимы упорство и настойчивость. Но в злосчастной середине пути наступает пора выбора: сохранять курс, внеся необходимые коррективы, или вовсе отказаться от задуманного? Готовы ли вы поддержать тех, кто сумел что-то сделать, но не добрался до финиша, или же бросите их, польстившись на пока еще не проверенные обещания другой команды?

Держитесь, упорствуйте — и сохраните шанс добиться успеха. Выйдите из проекта посреди пути, когда все так сложно и неустойчиво — и провал обеспечен. Но не так-то просто сделать правильный выбор.

Рассмотрим реальный пример. Airtime, платформа видеокоммуникации, была запущена летом 2012 года двумя звездами Napster, Шоном Паркером и Шоном Фэннингом — финансирование было более чем достаточное, рекламы — сколько угодно. Но всего через четыре месяца медиаэксперты сочли эту платформу провальной, поскольку пользователей туда пришло очень и очень мало. Фэннинг, по слухам, покинул команду, когда критики уже предвещали окончательный крах. Но Паркер, прославленный «крестный отец» Facebook*, возразил, что готовиться к похоронам «до смешного преждевременно». По его мнению, на запуск такой программы требовалось от полугода до года. В цифровую эпоху год — это целая эпоха, как я понимаю.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

А в других случаях год — очень мало. Мег Уитмен, гендиректор Hewlett-Packard, уже заявила, что за год много не сделаешь, ей нужно еще время. И со всех сторон, от руководителей самых разных секторов и на самых разных этапах развития бизнеса я слышу рассказы о горестях середины пути, слышу эти байки от инноваторов, которым только-только удалось запустить новый проект, от застройщиков, которые не уверены, не придется ли заморозить проект, от компаний, осваивающих новые рынки, от гендиректоров, вынужденных преобразовывать свои предприятия.

Будь то стартап, как Airtime, или корпорация, проходящая период реформ, новая должность или ваш собственный любимый проект, 12 ключевых вопросов помогут вам понять, пора ли сдаваться или стоит и продвигаться дальше:

1. Актуальны ли те причины, которые изначально побудили вас заняться этим проектом, не произошли ли существенные изменения конъюнктуры рынка?

2. Остается ли нерешенной та проблема, которую вы таким образом хотели решить (как вариант: предложенные решения неадекватны или не проверены).

3. Ухудшится ли ситуация, если отказаться от проекта?

4. Будет ли эффективнее вкладываться в этот проект или же начинать новый?

5. Появились ли у вас приверженцы?

Читайте материал по теме: Успешный стартап: не в деньгах счастье

6. Ваши соратники все так же преданы этому проекту и верят в него?

7. Располагаете ли вы ресурсами для новых инвестиций и корректировки курса?

8. Снизился ли уровень недоверия и сопротивления со стороны ваших критиков?

9. Ощущает ли команда подъем?

10. Соблюдаете ли вы дедлайны, удается ли достичь ключевых показателей?

11. Есть ли признаки прогресса: какие-то проблемы удалось решить, появились новые сферы или виды деятельности, в целом тренд позитивный?

12. Есть ли конкретные достижения: успешный прототип, доказательства выдвинутой ранее теории?

Если большинство ответов положительны, то не сдавайтесь. Разберитесь, какие нужны корректировки, найдите стратегию, которая поможет преодолеть препятствия, перестройте команду, разумно ответьте критикам и попросите больше времени и ресурсов. Всякое стоящее дело требует упорства.

Если же большинство ответов — «нет», как это, по-видимому, произошло с Airtime, то пора подсчитать убытки и закрыть этот проект. Упорство и тупоголовость отнюдь не синонимы.

«Знай, когда держать, знай, когда сбросить» — поет Кенни Роджерс в знаменитой песне о покере. Отличный совет для каждого бизнес-лидера. Неправильно сдаваться без боя, тем более на полпути. Это самый трудный момент. Сверяйтесь с этими двенадцатью вопросами, и вы поймете, держать карты или все-таки сбросить.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена