Почему мы не любим признавать свои ошибки? | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему мы не любим признавать
свои ошибки?

Когда мы признаем ошибку и берем всю ответственность на себя, легче выявить ее первопричину — и тогда появляется реальный шанс избежать повторного промаха.

Автор: Карен Файрстоун

Почему мы не любим признавать свои ошибки?

читайте также

Три вопроса, которые изменят вашу жизнь

Реган Уолш

Три правила руководства Уоррена Баффетта

Брайан Тайан,  Дэвид Ларкер

«Еще одна мысль!»: что делать, если начальник фонтанирует идеями

Элизабет Грейс Сондерс

«Chipotle показала, как можно перезагрузить бизнес»

Брайан Никкол

В инструкциях по исправлению ошибок обычно подчеркивают три необходимые меры: 1) принять на себя ответственность за допущенный промах, 2) предложить план исправления и 3) наконец, исправить сделанное. Хотя сами по себе эти инструкции звучат просто и внятно, в реальной жизни осуществить их очень непросто: никто не хочет принимать на себя вину за допущенные ошибки, особенно если они дорого обошлись.

Недавно мне пришлось иметь дело с одним таким случаем. Брэд — управляющий хедж-фондом, оценивающийся в два миллиарда долларов — завершил очередной квартал с большими убытками: два крупнейших портфеля, оба — с акциями энергетических компаний, упали в цене на 25% — и таким образом «не очень удачный» период обернулся настоящей катастрофой. Брэд так долго тянул с объяснительной запиской акционерам, что уже и директор по маркетингу, и глава контрольного отдела начали его теребить по электронной почте и то и дело заглядывали к нему в кабинет.

Наконец, он выдал объяснение: «Баланс фонда за последний квартал оказался отрицательным из-за снижения цен на энергоносители, что связано с непредсказуемым ростом поставок и избытком материально-производственных запасов». В такой форме он и отослал отчет, полагая, что адекватно обрисовал в нем ситуацию. Но так ли это?

Другой пример — Джеймс Коми, директор ФБР. Выступая перед Юридической комиссией Сената США с требованием добиться от Apple взлома iPhone, который принадлежал одному из организаторов теракта в Сан-Бернардино, он описал действия ФБР и других правоохранительных органов после теракта и заключил: «В первые сутки после этого события была допущена ошибка, в результате которой впоследствии не удалось подключить телефон обратно к iCloud».

Читайте материал по теме: 9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

Похоже это на извинения? Мне так не кажется.

Я как профессиональный инвестор хорошо знаю этот феномен: натыкаешься на выгодную, как тебе кажется, сделку и только потом осознаешь, что это был лишь первый акт, а цены еще будут снижаться и снижаться. Я научилась сообщать клиентам о том, что мы допустили ошибку, приобретая те или иные акции, неверно их оценили, неудачно выбрали момент или не разобрались в текущей ситуации на рынке.

В своем послании Брэд и словом не обмолвился о собственной ошибке или ошибке своей компании. Он подал это так, словно фонд пострадал от действия сторонних сил, контролировать которые управляющий фондом никак не может, словно речь шла о жертве нападения или эпидемии. Но хотя Брэд мог предвидеть, как сильно упадут цены на нефть, он явно не рассчитал возможные риски.

По таким же правилам играет и глава ФБР. «Была допущена ошибка», — говорит Коми, не уточняя, кто ее допустил — опять-таки слушателям остается лишь гадать, могло ли ФБР эту ошибку предотвратить.

Об институтах и их представителях власти нередко судят по их словам, и в обоих случаях, независимо от того, был ли Бред или Джеймс Коми в чем-то виновен лично, их организации пострадали из-за неудачного выбора слов и неверной интонации. Так, Брэд, не сумев принять на себя ответственность за дурные вести, скорее всего, подорвал доверие акционеров и клиентов сильнее, чем если бы сразу поговорил с ними откровенно. И Коми тоже мог таким образом утратить доверие коллег, президента, других правоохранительных органов, прессы и американской общественности.

Почему нам трудно признавать: «Это моих рук дело?».

Многие люди боятся обнаружить перед коллегами и начальникам свою некомпетентность, но как же не понять, что еще страшнее — предстать трусом, неспособным признаваться в своих ошибках и выслушивать критику. Не надо говорить «Тарелка упала», правильнее — «Я уронил тарелку», особенно если именно это и произошло. Самые лучшие руководители и инвесторы только и делают, что роняют тарелки — иначе не нажить опыта и здравого понимания рисков.

Чтобы создать культуру, в которой люди не будут уходить от признания своих ошибок, начинать надо сверху, потому что сотрудники перенимают у начальства правила поведения и делового этикета. Самое ценное, чему руководитель может научить своих подчиненных, — это умение (в самых трудных обстоятельствах) не скрывать свои погрешности, признавать ошибки, выслушивать жесткую критику и, учтя ошибки и по возможности откорректировав свою линию поведения, готовиться к новым вызовам.

Читайте материал по теме: Проблема завышенных ожиданий

Много лет назад я осознала, что для меня «процесс очищения» — особенно после неудачных инвестиций — включает в себя признание ошибок за финансовые потери и откровенный разговор с коллегами и клиентами о том, как это произошло. Клиенты никогда не похвалят за плохие результаты, но гораздо лучше сразу взять всю вину на себя, чем уклоняться от признания, а честный разговор с командой укрепляет доверие и позволяет эффективно двигаться дальше.

Разумеется, нынче в процесс признания ошибок вмешиваются адвокаты, которые зачастую советуют клиентам избегать малейшего намека на признание собственной вины. Однако в работе мы чаще всего допускаем ошибки помельче, которые не предполагают участия контрольных органов, компенсации ущерба и юридической поддержки.

Настоящее извинение дается человеку с трудом, даже в муках, и нужно помогать друг другу ставить личное местоимение первого лица перед всеми этими «купили», «продали», «изменили», «потеряли», а затем огласить печальный итог. Долгосрочные преимущества такого подхода перевешивают кратковременные неприятности. Когда мы признаем ошибку и берем всю ответственность на себя, легче выявить ее первопричину — и тогда появляется реальный шанс избежать повторного промаха.