Правила биосферы | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Правила биосферы

В природе все делается эффективно и экологически безопасно. Почему бы и бизнесу не попытаться организовать производство на тех же принципах?

Автор: Анру Грегори

Правила биосферы

читайте также

Навязчивая история: как перестать зацикливаться на своих ошибках

Элис Бойес

Wow-эффект: как удивить собеседника и выиграть переговоры

Рой Бен-Йегуда,  Таня Луна

Гендиректор Ozon о том, как создать гигант электронной торговли в развивающейся экономике

Маэль Гавэ

Назван самый эффективный руководитель в мире

Понятие «устойчивость» — биологи определяют ее как способность здоровых экосистем существовать бесконечно долго — стало для делового мира чем-то вроде боевого клича. Вспомним грандиозный проект General Electric — Ecomagination, мероприятия компании Coca-Cola, направленные на охрану источников питьевой воды, стремление Wal-Mart отказаться от лишней упаковки, инициативу Nike, которая стала производить обувь из нетоксичных материалов. Эти и другие достойные похвалы поступки шаг за шагом продвигают бизнес по тому пути, который в корпоративном отчете алюминиевого гиганта Alcan за 2002 год охарактеризован так: «Устойчивость — не конечная цель, а непрерывное накапливание знаний и постоянное изменение».

Но это неправильная формулировка. Руководителей, надеющихся рано или поздно сделать свой бизнес экологичным, взгляд на устойчивость как на бесконечный эволюционный процесс в лучшем случае сбивает с толку. В худшем — оправдывает их бездействие.

Устойчивость следует рассматривать не как прекрасное далеко, а как реально достижимую цель. Это я понял, занимаясь своими научными изысканиями. В 1980-х меня как консультанта по вопросам окружающей среды попросили разобраться с проблемой токсичных отходов, которыми компании из списка Fortune 500 отравляли природу. Тогда я и задался вопросом, от чего же ­зависит устойчивость. Я провел сотни интервью с руководителями, учеными, инженерами, архитекторами и пришел к простому выводу: мы уже знаем, что собой представляет устойчивость на Земле.

Идеальная модель — биосфера нашей планеты, или, по словам геолога Эдварда Сьюсса, «место на земной поверхности, где существует жизнь». Ученые лишь недавно серьезно задумались над тем, как по образу и подобию природы создать устойчивое производство. Сложная, саморегулирующаяся биосфера Земли — это, по сути, потрясающая фабрика, которая более 3,5 млрд лет безостановочно создавала разные формы жизни. Изучая принципы, которые обеспечивают устойчивость жизни на нашей планете, руководители смогут понять, как выпускать экологически чистые продукты, сокращая издержки на их производство. Более того, чтобы сделать свое производство устойчивым и прибыльным, компаниям незачем дожидаться «зеленой» технологической революции. Разрабатывать промышленные технологии, учась у природы, можно уже сегодня.

В статье я опишу три важных правила биосферы и расскажу, как им следуют некоторые компании.

Я описываю, но не предписываю. Читателям предстоит самим подумать, как применить в своей экономической модели механизмы природы. И прежде, чем эти правила глубоко укоренятся, компаниям придется решить множество проб­лем. Читателям станет ясно, что следование этим правилам идет вразрез с общепринятой практикой, а изменять привычный порядок вещей всегда сложно. Тем не менее у компаний в конце концов не останется другого выбора: им придется как-то приспосабливаться в мире, где материальные и энергетические потребности развивающихся экономик уже истощают нашу планету и вызывают неустойчивость рынка.

Природа творит жизнь и соби­рает экосистемы по биологическому алгоритму. И если созданное человечеством производство основано на индустриальном алгоритме (согласно ему продукты производятся в основном из искусственных материалов), то природа, повинуясь биологическому алгоритму, использует изощренные нанотехнологии, выстраивает организмы молекула за молекулой. Она создает дерево или кактус, и ей для этого ничего не нужно, кроме солнечных лучей. Этот порождающий жизнь процесс протекает без шума и рева, для него достаточно веществ, из которых «сделаны» вода и воздух.

Правило первое: обходитесь малым

Все, что мы видим, состоит из элементов периодической таблицы. Их больше ста, а природа для создания всего живого обходится только четырьмя — углеродом, водородом, кислородом и азотом. Еще немного серы и фосфора, и вы получите 99% веса любого живого существа на планете. Живший в XIV столетии схоласт Уильям из Оккама вывел свой принцип бережливости, или закон экономии, известный как «бритва Оккама», из аристотелевской формулы: «Чем совершеннее природа, тем меньше ей надо средств для работы». В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущности без необходимости» (то есть, если есть несколько объяснений чего-либо, то самое простое и есть самое верное).

Производители же хватаются за любой новый синтетический материал — от тефлона до кевлара. Оно и понятно, у разных материалов разные свойства. Вот пакет для картофельных чипсов. Кажется, чего проще; на самом же деле этот «сэндвич» состоит из многих слоев. Внутренний сделан из особого пластика, который не вступает в реакцию с чипсами. Следующий — из влаго­стойкого материала. Далее — тонкий слой фольги, он защищает продукт от солнца. Поверх него — материал, на котором печатают картинку, название продукта и т.д. Самый внешний прозрачный слой пред­охраняет типографскую краску.

Инженеры привыкли к тому, что в их распоряжении всевозможные промышленные материалы, и с удовольствием пользуются ими. Но учиться у природы экономности стоит хотя бы по одной веской причине: это упрощает переработку (тонкий слой фольги в пакете для чипсов перерабатывать очень дорого, то есть невыгодно). Более того, природа своими скромными средствами производит куда более совершенные продукты, чем самое передовое производство. Перламутр, который создает моллюск «морское ухо», в два раза прочнее керамики, получаемой с помощью современных технологий. Нити паука прочнее стали, но так легки, что могут летать по ветру. Природа показывает нам, что у материалов, легко поддающихся переработке, неисчерпаемый потенциал, нужно только применять их с умом.

Правило второе: перерабатывайте рачительно

Когда умирает какой-то организм, природа перерабатывает материал, из которого он состоял, и полученные вещества снова идут в дело. По ходу эволюции в нескончаемом цикле рождений создаются новые организмы, и природа использует материалы бесконечное множество раз. При этом их ценность не уменьшается и они не теряют качества, сколько бы циклов производства они ни прошли. При промышленной переработке все происходит с точностью до наоборот: первоначальная стоимость разрушается; скажем, корпус компьютера превращается в «лежачего полицейского». Биосфера не понижает материалы в «статусе»: из переработанных материалов природа творит не менее ценные организмы. На всем пути эволюции, от сине-зеленых бактерий до человека, она пользовалась одними и теми же материалами, создавая все более сложные и совершенные «продукты». И благодаря этому биосфера развивалась в направлении к все более устойчивым сообществам организмов.

Такая «чистая» переработка вроде бы противоречит здравому смыслу, ведь она основана на планомерном старении. Для совестливых производителей планомерное старение — зло, что понятно. Когда автомобилестроители США, следуя печально знаменитой стратегии 1960-х (продавать как можно больше машин), стали выпускать автомобили с коротким сроком жизни, это осудили как расточительство. Но биологическое старение, или, попросту говоря, смерть, играет в биосфере очень важную роль. Старое выпроваживается, а его место занимает новое, и так без остановки вращается колесо перемен; иначе биосфера не могла бы развиваться. Если следовать принципу планомерного старения, рассматривая его как одно из правил биосферы, то именно он может привести к устойчивости и направить компании на путь создания экологически более совершенных продуктов.

Правило третье: найдите универсальные принципы

Землю населяет от 30 до 100 млн видов существ — представить себе это количество невозможно. И все они созданы по единому принципу. Базовая структура жизни была задана первыми многоклеточными организмами более трех миллиардов лет назад. С тех пор каждое живое существо, от трилобита до человека, было вариацией на тему этого универсального принципа. Он воплощался снова и снова, пока не появилось потрясающее биологическое разнообразие нашей планеты. Эта стратегия столь успешна, что жизнь на Земле может приспособиться к любым условиям.

Этому принципу биосферы индуст­риальный алгоритм не противоречит. Предприятия из разных секторов экономики уже давно осознали плюсы единого принципа. Скажем, операционная система Windows представляет собой универсальную платформу, на основе которой было создано множество приложений, от Word до Media Player.

Стратегию стандартизации оценили и на производстве. Но здесь универсальный принцип чаще всего проявляется на уровне ком­плектующих: он позволяет одни и те же детали использовать для разных продуктов. Но надо идти дальше и обратить взоры на сами комплектующие. И начинать надо с материалов, ведь из них создаются­ как комплектующие, так и готовые изделия.

Правила биосферы в действии

Ценность правил биосферы становится очевидной, когда на их основе строят общую стратегию создания устойчивых продуктов. Если компания распространяет эту стратегию на какую-то группу продуктов, то ее относительные издержки снижаются, объем производства растет и деньги, вложенные в устойчивость, хорошо окупаются.

Сегодня компании, которые соз­дали устойчивые системы производства, отвечающие всем трем правилам, можно пересчитать по пальцам. Близко подошла к этому идеалу Shaw Industries.

Shaw производит ковровую плитку для офисных зданий. В 1999 году «зеленые» заговорили о проблеме ковровых отходов (более 95% изношенного ковролина режут на куски и отвозят на мусорные свалки). Тогда же стали расти цены на сырье. Shaw Industries пересмотрела концепцию своего бизнеса и создала принципиально новый продукт.

У ковровых плиток два слоя — гладкий изнаночный и ворсистый лицевой. До 1995 года Shaw делала изнанку из поливинилхлорида, потенциально токсичного пластика, который сложно перерабатывать. Компания решила от него отказаться и найти замену, более соответ­ствующую принципу устойчивости.

Shaw Industries пришла к выводу, что ей нужны простые материалы. Кроме того, она хотела решить проб­лему «естественной» переработки. Для наружного слоя компания применила разработанный ею Nylon 6 (он называется Eco Solution Q), а для подкладки — полиолефин марки Eco Worx. Так Shaw Industries получила материалы, которые можно перерабатывать, не понижая их в «статусе». Компания создала комплексную систему производства, которая позволяет отделить подложку отжившего свой век коврового покрытия, измельчить ее и снова пустить в производство. На выходе получается новая ковровая плитка.

Попутно Shaw Industries перестала зависеть от капризов рынков сырья. Почти все виды ковровых покрытий производят из синтетических волокон, которые делают на основе нефти. Когда Shaw задумала перестроить все свое производство, цена на нефть составляла $19 за баррель. К моменту написания этой статьи цены выросли почти в пять раз, так что теперь компания кажется прямо-таки мудрым провидцем.

Внедрение правил биосферы

Успех дался Shaw Industries нелегко, зато в результате она получила признание и обеспечила себе радужные перспективы на годы вперед. Руководство компании рискнуло двумя миллионами долларов, — рискнуло, хотя новая технология еще была не опробована. Рискнуло, хотя не было никаких гарантий, что потребители оценят экологичность ковровых по­крытий. Руководству Shaw Industries хватило мужества, чтобы задуматься о новом принципе создания продукта, отвечавшего идее устойчивости и сулившего конкурентное преимущество в будущем. Не всем такое по плечу. Переход к устойчивому производству сопряжен с множест­вом трудностей, и руководители, которые хотят следовать правилам биосферы, могут столкнуться с непониманием и нежеланием организации резко менять курс.

Можно вводить эти правила по­степенно. Опять-таки, тут тоже есть чему учиться у природы. Новые экосистемы — сосновые леса, альпийские луга — не появляются, как по волшебству, полностью сформировавшимися. Они развиваются в ходе последовательной смены биогеоценозов. Распространяющиеся виды изменяют местную среду, и она становится благоприятной для более разнообразного сообщества организмов. Следуя правилам биосферы, приближаясь к своей цели шаг за шагом, можно подготавливать почву для последующих инициатив. Осуществляя их не скопом, а поэтапно, компания минимизирует издержки и создаст условия для более упорядоченного перехода к устойчивому производству.

Шаг 1: сократите набор материалов. Прежде всего нужно пересмотреть стратегию снабжения и резко сократить набор используемых материалов. Без этого не решить проблему переработки.

Когда мебельная компания Herman Miller решала проверить, из чего состоит ее самое популярное офисное кресло Aeron, она насчитала более 200 деталей. McDonough Braungart Design Chemistry (MBDC), консультационная компания, основанная поборниками устойчивости архитектором Уильямом Макдоно и химиком Майклом Бронгартом, изучила химический состав кресла. Оказалось, что эти 200 деталей были изготовлены из 800 химических компонентов. Сейчас подобное изобилие стало нормой, но ведь при таком разнообразии материалов устойчивости не достичь. Поэтому следующее кресло — Mirra в Herman Miller сконструировали иначе. Инженеры ограничились меньшим набором материалов, причем 96% из них поддавалось переработке.

С чего начинать, если вы хотите руководствоваться принципом устойчивости и в выборе сырья? Некоторые компании уже возводят барьеры против токсичных материалов. Барьеры эти бывают разные: от простых списков запрещенных химических продуктов (списки рассылаются поставщикам) до сложных правил, предполагающих проведение лабораторного анализа используемых материалов. В процессе проверок компании требуют от поставщиков подробную информацию о химическом составе их продуктов, а затем оценивают степень негативного воздействия этих веществ на природу и здоровье людей. Сомнительные компоненты подлежат запрету. Отсеивают их довольно жестко. В этом убедилась швейцарская химическая корпорация Ciba Geigy. В 1995 году MBDC протестировала 1600 химических красителей Ciba. Экологически безопасными были признаны лишь 16.

Подобный отсев — мера разумная, но у него есть свои минусы: важно не отобрать лучшие материалы, а исключить сомнительные. Постепенно отказываться от лишних и токсичных материалов — это слишком долгий путь. Вполне вероятно, что менеджеры слишком увлекутся анализом, а дело так и не сдвинется с мертвой точки. Можно действовать иначе: при подборе материалов сразу поставить во главу угла прин­цип Оккама. Второе правило биосферы предлагает два других критерия: физический и экономический.

Материалы должны обладать такими физическими свойствами, чтобы их можно было перерабатывать. Этому принципу удовлетворяют далеко не все материалы. Скажем, Nylon 6, разработанный Shaw Industries, для этого годится, а его «ближайший родственник» Nylon 6,6 — нет. В индустрии ковровых покрытий используются оба материала, но только первый превращают в качественный ковровый ворс. А из переработанного Nylon 6,6 — если его вообще перерабатывают — делают более дешевые изделия вроде пластиковой садовой мебели или «бардачков» для автомобилей. Это лишь краткая остановка по пути на свалку.

Переработка материалов должна быть недорогой. Что дешевле: купить новые исходные материалы или использовать переработанные?­ Если восстановленные материалы стоят дешевле, значит, у вас «экологичный» поставщик. До 75% стали и более 50% алюминия идут в переработку — главным образом потому, что на это требуется в два раза меньше энергии, чем на производство металла из руды.

Шаг 2: пересмотрите принцип разработки продукта. Когда перед инженерами ставят задачу создать новый продукт, они прежде всего из великого множества материалов выбирают подходящие. Но предположим, что ассортимент ограничен. Тогда работа начнется иначе — с поиска ответа на вопрос: какой продукт мы можем придумать из существующих материалов, учитывая заданные технические характеристики? Или как создать что-нибудь эдакое из этих немногих материалов? Разрабатывать продукт по такому принципу значит начинать с конца.

Чтобы «чистая» переработка стала явью, следует с самого начала думать об окончании срока жизни продукта. В природе все идет впрок: мертвого кролика будут перерабатывать бактерии — это огромный «склад» энергии и пищи. Логика же руководителей, радеющих об экологической эффективности, прямо противоположная: они пытаются сократить объем используемых материалов. Это имеет смысл, только если вы исходите из того, что по­требители в свое время отнесут ставшие ненужными вещи на помойку. Но если вы хотите восстанавливать экономическую ценность материалов, надо быть осмотрительнее.

Приведем в пример историю немецкой компании Polyamid 2000.

В 1990-х на свалки ежегодно отправлялось около 5 млрд тонн ковровых покрытий, а перерабатывалось — меньше 5%, что вызывало протесты «зеленых» и неудовольствие властей­. Тогда производители обратили свои взоры на принадлежавший Polyamid 2000 завод в Премнице. Когда-то этот гигантский комплекс производил полиамидное волокно. Позже компания Polyamid 2000 стала перерабатывать здесь старые синтетические ковры — восстанавливать нейлоновый ворс, самую ценную часть покрытий. Предполагалось, что завод будет ежегодно перерабатывать 113 тысяч тонн старого покрытия, выдавая девять тысяч тонн нового, что производство окажется прибыльным, поскольку оно было менее энергоемким, чем изготовление нейлона из сырья. Но через три года завод остановили.

Почему? Технический директор Polyamid объяснил это так: «Содержание нейлона в европейских ковровых отходах ниже ожидаемого, и с каждым годом оно уменьшается». Если в американских ковровых покрытиях 45% нейлонового волокна, то в европейских его доля сократилась до 25%. Экономия сырья налицо, но заниматься сбором и переработкой ковровых отходов стало невыгодно. «Зеленая» стратегия уморила Polyamid голодом.

Производители избегут подобной участи, если заранее будут думать о восстанавливающей переработке.

Шаг 3: проанализируйте эффект масштаба. Ограничив набор материалов и наладив «чистую» переработку, компания сможет выстроить производство всего товарного ассортимента по принципу устойчивости. Именно такой курс взяла в 2005 году Patagonia, выпускающая верхнюю и спортивную одежду. Вместе с Teijin, японским производителем полиэфирных тканей, она разработала стратегию, которую назвала Программой ресайклинга ниток. Patagonia принимает у потребителей уже поношенное фирменное термобелье своей марки Capilene, изготовленное из сырья Teijin. Японцы перерабатывают его в полиэстер второго поколения, и Patagonia из него делает одежду к следующему сезону.

Соблюдая правила биосферы, компания снижает свои издержки. Во-первых, чем меньше набор используемых материалов, тем короче цепочка поставок; круг по­ставщиков сужается, что выгодно компании: при большем заказе она получает скидки, а качество услуг поставщиков улучшается. Interface Fabric, например, экономит ежегодно $300 тысяч только за счет сокращения ассортимента материалов.

Во-вторых, вполне вероятно, что весьма ощутимую экономию компания получит благодаря восстанавливающей переработке. Скажем, электроэнергия, расходуемая при производстве материала для термобелья из отходов, обходится Patagonia на 76% дешевле, чем при изготовлении нового материала. Shaw Industries подсчитала, что для восстановления Nylon 6 требуется на 20% меньше электроэнергии и на 50% меньше воды, чем на его производство из нового сырья. Подвергая восстанавливающей переработке все новые виды продукции, Shaw может в полной мере применить свой технологический опыт и направить инвестиции на расширение производства. В 2006 году компания объявила о том, что по методу изготовления ковровых плиток выстраивает и производство ковров в рулонах, а это 70% всего рынка ковровых покрытий. Так что прин­цип устойчивости может обеспечить бизнесу долгосрочное конкурентное преимущество.

Конечно, экономия на разных предприятиях будет разной. Сокращение издержек требует кардинальных перемен и инвестиций в будущую экологическую безопасность. Итоговая рентабельность зависит от того, насколько компания будет следовать правилам биосферы: возможно, именно с этой точки зрения будущие потребители станут оценивать ее продукты.

Шаг 4: пересмотрите взаимоотношения с поставщиками. Когда компания перестраивает производ­ство (переходит от продуктов только из новых материалов к продуктам только из восстановленного сырья), ей нужно точно расписать каждый свой шаг. Важно понять, скажем, как получить сырье, находящееся в офисах, частных домах и гаражах, и запустить его в переработку. Следование правилам биосферы резко изменит взаимоотношения компаний и поставщиков. Потребители станут играть двойную роль: покупателей продукции компании и поставщиков сырья. Известное изречение «Будьте ближе к потребителям» обретет новый смысл. Руководителям придется пересмотреть систему снабжения и сбыта, маркетинговую политику, принципы обслуживания клиентов.

Как понять, когда и в каком объеме вы получите исходный материал­, если все определяется лишь тем, когда ваши клиенты решатся на следующую покупку? А это отчасти зависит от жизненного цикла продукта. Термобелье Patagonia может вернуться в виде сырья для переработки примерно через полтора года. А Shaw Industries приходится ждать от трех до семи лет. Компаниям надо просчитывать сроки возврата и регулировать жизненный цикл своих продуктов, например, поощряя покупателей досрочно покупать новые модели. Спланированное старение может, как и в природе, стать залогом устойчивости.

Тут на первый план выходит проб­лема «обратной» логистики: бывшие в употреблении изделия надо как-то собрать и доставить на завод для переработки. Некоторые компании уже нашли разумные решения. Например, Patagonia просит покупателей присылать ношеное белье по почте или же оставлять в магазинах, где оно продается. Shaw Industries такой вариант не подходит: чтобы не гонять грузовики порожняком, ей приходится совмещать сбор старых ковровых покрытий и вывоз новых с завода.

Может показаться, что перестроить работу компаний по правилам биосферы — задача, требующая колоссальных усилий, но не следует делать поспешных выводов. Компании тратят сумасшедшие деньги на рекламу и маркетинг, стараясь привлечь к себе внимание: зайдите на наш сайт, позвоните нам, ­посетите наш магазин! Так разве плохо, если какой-нибудь покупатель сам позвонит вам и попросит забрать старую вещь?! Умный торговец увидит в этом только плюсы. Если, работая по принципу планомерного старения, компании удастся превратить какую-то часть потребителей в постоянных клиентов, она заметно выиграет в финансовом отношении. А кроме того, что бы ни говорили противники планомерного старения, оно не вредит окружающей среде. Сокращение жизненного цикла товаров приведет к созданию продуктов нового поколения, более качественных и безопасных для природы. Скажем, у нынешних холодильников гораздо больше вместимость, и потребляют они на 75% меньше энергии, чем их предшественники двадцатилетней давности, хотя стоят на 50% дешевле. • • • Устойчивость — самая великая тайна природы. Снова и снова используя одни и те же материалы в постоянно усложняющемся цикле эволюционного развития, биосфера уже миллиарды лет поддерживает свое существование на Земле. Если повезет, то с помощью правил биосферы и бизнесу удастся обеспечить себе устойчивость лет эдак на миллиард.