Нет оправданий для отказа от стратегии | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нет оправданий для отказа
от стратегии

Подумайте о другом: так ли уж наше время отличается от предыдущих десятилетий?

Автор: Фрэнк Сеспедес

Нет оправданий для отказа от стратегии

читайте также

Читайте с сотрудниками художественную литературу

Сара Грин Кармайкл

В ожидании Брексита

Грегори Твейтс,  Николас Блум,  Павел Сметанка,  Пол Мизен,  Скарлет Чен,  Филип Бунн

Три способа развить критическое мышление

Хелен Ли Буиг

Как изменить вторую натуру

Гусинская Ирина

Поле применения стратегии сужается. Многие компании и даже известные консультанты по стратегии понимают ее теперь всего лишь как «своевременные решения», или «некоторые ключевые инициативы», или как еще какую-то разновидность «адаптации к сложившимся условиям». В основе такого понимания лежит ряд допущений: будто бы для принятия и имплементации стратегических решений «требуется относительно стабильный и предсказуемый мир», а скорость информационных потоков и всевозможных перемен в нашем разогнавшемся до предела мире лишает смысла любые попытки добиться устойчивого успеха.

Забудем на время, что эти предположения подкреплены недостаточным количеством свидетельств и что имеются противоречащие им факты (так, данные американского Бюро переписи населения указывают, что средний возраст компаний увеличивается, а появление новых компаний и другие показатели того, что экономисты именуют «динамикой бизнеса», напротив, снижаются уже не первый десяток лет).

Подумайте о другом: так ли уж наше время отличается от предыдущих десятилетий? Об информативной перегрузке рассуждал уже Элвин Тоффлер в книге «Шок будущего» (1970), с тех пор в бизнесе сменилось несколько поколений управленцев. То была эпоха перфокарт, скандальное президентство Никсона, огромных прожорливых тачек. Ваши родители были младше вас теперешнего. Или всмотритесь в историю: креативная деструкция, как подчеркивает Шумпетер, считается плодотворной нормой как минимум со времен парового двигателя.

Читайте материал по теме: Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля

Альфред Слоун и его коллеги, напротив, считают, что темп перемен лишь усиливает потребность стратегических решений, которые организация должна принимать и открыто распространять. Загляните в главы «Перемены и прогресс» и «Преображение автомобиля» в автобиографии Слоуна «Мои годы в General Motors». Подставьте вместо «авторынка» «соцсети», «приложения», «цифровая революция», и вы убедитесь, что описанные Слоуном перемены на авторынке (с 1924 по 1926 год, всего за три года) — один из множества примеров того, что ныне именуется «эпохой интернета» или «плоским миром» и выдается за специфику XXI века с его информационными технологиями и глобальными рынками. Чем больше перемен, тем большие изменения они влекут за собой, но сами перемены отнюдь не вечны. И как в любой гонке вооружений: чем больше информации, тем больше и способов ее анализировать.

Умение адаптироваться крайне важно. Прибегнем к метафоре из области розничной торговли: у каждой стратегии есть свой срок годности и, хотя эксперты по адаптивности о многом спорят, мало кто решался отрицать сей факт. Сама идея стратегии как интегрированного выбора не предполагает непременным условием стабильность. На самом деле основное назначение различных методик анализа отрасли — помочь предпринимателям разобраться с входными барьерами, возможными заменами имеющихся ресурсов и другими факторами, влияющими на рынок.

Читайте материал по теме: Золотое правило стратегии

Так что следует задуматься, почему некоторые руководители в вашей компании отождествляют стратегию со стабильностью. Иногда (часто?) люди хватаются за эту идею лишь потому, что не выполнили домашнее задание, не разбираются в состоянии рынка или же не готовы принимать непростые решения, перераспределять ресурсы между различными функциями и подразделениями компании. Но, если фирма не примет такие решения, она не сможет адаптироваться к переменам. Таким прорывом было появление в XIX столетии Western Union, и точно так же с появлением новой технологии или новой бизнес-модели рушатся компании в XXI веке.

Нужно внимательно прислушиваться к переменам на рынке и подчиненных снабжать не расплывчатыми лозунгами вроде «перманентные изменения» или «лучший сервис». Да, клиентоориентированность тоже не очень-то конкретна. Если не прояснять свой выбор и его последствия, то сотрудники (особенно продажники и другие, кто непосредственно соприкасается с потребителями) заполнят лакуны сами, словно выполняя тест с кляксами Роршаха. В итоге все будут действовать вразнобой, распыляя ресурсы, и ваша организация, скорее всего, превратится в универсальную посредственность, в одну из тех контор, которые во многих делах хороши, но ни в чем не достигли величия. Это кратчайший путь к утрате конкурентного преимущества.

Читайте материал по теме: Не путайте стратегию с планированием

Бизнес сегодня, как и вчера и позавчера, основывается на выборе и компромиссе, независимо от того, признаете ли вы это на высшем уровне компании или на других ступенях управленческой пирамиды. И с аналитической точки зрения принцип адаптивности никак не может выполнить то, ради чего создаются последовательные стратегии: определить, выходить или не выходит на конкретный рынок и как добиваться победы в тех играх, в которых вы решили участвовать. Если ваша фирма не будет этого делать, то со временем на конкурентном рынке та или другая сторона решит за вас: либо это сделают конкуренты, либо проголосуют ногами клиенты. Обеим этим группам ваши интересы не так уж близки.

Читайте по теме: