Чтобы спасти компанию, одной крутизны недостаточно | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы спасти компанию, одной
крутизны недостаточно

Является ли прибыль обязательной частью бизнес-уравнения и богоданным правом, независимо от убогости товара или услуги?

Автор: Роджер Мартин

Чтобы спасти компанию, одной крутизны недостаточно

читайте также

Данные или чутье: в каких случаях можно не тратить время на data science

Дуглас Уэст,  Огуз Аджар

Лучший сотрудник — здоровый сотрудник

Баун Уильям,  Леонард Берри,  Мирабито Энн

Старикам здесь место

Марина Иванющенкова

Генеративный ИИ повысит риск банковских мошенничеств

Брендан Маджоре,  Вэл Шринивас,  Джошуа Хендерсон,  Сатиш Лалчанд

Мне нравится Боб Лутц. Мы вместе работали три года (2006—2008), когда в сотрудничестве с Риком Вагонером и его командой пытались вернуть GM на прибыльные рельсы. По большинству вопросов наши с Бобом позиции совпадали.

В этой связи мне было очень интересно читать его книгу «Парни из гаража против зануд-финансистов: Борьба за душу бизнеса». Она навеяла мне массу прекрасных воспоминаний. Многие фразы из книги я слышал от него в реальной жизни: «Американским корпорациям была присуща философия отношения к клиенту как к незадачливой жертве, которую нужно использовать и в хвост, и в гриву, и это обошлось нам очень дорого». Или: «Является ли прибыль обязательной частью бизнес-уравнения и богоданным правом, независимо от убогости товара или услуги? Или же финансовый результат — это непредсказуемое вознаграждение, которым удовлетворенные клиенты осыпают успешный бизнес?».

Боб всегда называет вещи своими именами и лучше многих понимает причинно-следственные связи. Поэтому большое количество аналитического и линейного мышления в GM сделалось для него отвлекающим моментом. Особенно невзлюбил он аналитиков из отдела планирования, «подразделение, состоящее из отставных финансовых клерков», как он их называет в книге.

Несмотря на то, что книга мне очень понравилась и я рекомендую ее как приятное и информативное чтение, я не готов согласиться с тем, что вся история сводится к борьбе парней из гаража против зануд-финансистов. Есть третий элемент, который полностью отсутствовал в GM — стратегия. Формула успеха — это парни из гаража плюс зануды-финансисты плюс стратеги. Двух из этих трех компонентов как ни крути недостаточно — при этом не важно, противостоят они друг другу или взаимно дополняют.

Главным фактором в недавнем падении GM было поражение на американском рынке. Целый ряд генеральных до Рика Вагонера (который героически сражался с доставшимся ему тяжелым наследием) увеличил расходы, отягощавшие бизнес (медицинская программа для пенсионеров, Jobs Bank — программа, позволяющая «лишним» рабочим получать зарплату ни за что). Поскольку большая часть из них была фиксированной, то в ситуации снижения продаж (которая и сложилась в США в период кризиса) они становились все более болезненными и тяжелыми для бизнеса. На международном рынке у GM было все в порядке: у нее было не самое лучшее положение в Европе, но в целом дела шли вполне достойно. А на американской земле самой большой проблемой, затмевавшей все остальные, была Toyota, которая в течение девяностых и нулевых поглотила огромную долю рынка.

Читайте материал по теме: Мэри Барра и новая General Motors

Когда в 2001 году Боб возглавил компанию, он унаследовал довольно захудалый набор моделей, выпускавшихся в 2001—2004 годах. Но в те времена, когда он начал реально влиять на ситуацию (2005—2007 годы), были запущены Pontiac GTO (большой спортивный автомобиль), Chevy HHR (нишевой автомобиль в стиле ретро), Buick LaCrosse (средний автомобиль класса люкс), Cadillac STS-V (большой автомобиль класса люкс), Buick Lucerne (еще один большой автомобиль класса люкс), Pontiac Solstice (родстер), Saturn Aura (средний нишевой автомобиль) , GMC Acadia (большой кроссовер), Saturn Outlook (большой кроссовер) и Saturn Sky (родстер). Была ли каждая из этих машин шедевром конструкторского мастерства — вопрос спорный, но они точно были на голову выше предыдущей когорты моделей. Эти машины стали победой парня из гаража над занудой-финансистом; хотя, как отмечает Боб, «счетоводы» настолько уменьшили рекламный бюджет, что некоторые великолепные модели (включая Aura, признанную Автомобилем года-2007) для покупателей так и остались тайной, покрытой мраком.

Стратег посмотрел бы на ситуацию несколько по-другому; да нет, совершенно по-другому! На протяжении всего этого периода корпорация, которая загоняла GM в гроб (Toyota), зарабатывала поразительно огромную долю (до 75%) всей своей американской прибыли всего на трех моделях: Toyota Camry (средний автомобиль), Toyota Corolla (компактный автомобиль) и Lexus RX (средний кроссовер класса люкс).

Обратите внимание на недостаточное количество соответствий между десятью моделями, запущенными GM c 2005 по 2007 годы, и ключевыми моделями Toyota. Ни одного автомобиля, который бы конкурировал с Corolla или RX, и весьма незначительные соперники Camry (нишевой HHR и прямой конкурент Aura, но Saturn был представлен всего у 300 дилеров). По сути в течение первых трех лет из тех, когда Боб заправлял выпуском новых моделей, GM дала Toyota карт-бланш на господство в трех огромных рыночных нишах и не выпустила ни одного серьезного предложения в двух самых крупных сегментах авторынка США — компактного и среднего автомобиля.

Читайте материал по теме: Ловушки «красных океанов»

В конце концов в 2008 году в попытке победить Camry GM выпустила Malibu — прекрасный автомобиль. Против Lexus RX она в 2010 году выставила обновленный Cadillac SRX, а затем и новый Chevy Cruze в пику Corolla в 2011-м. Но было уже поздно. Недостаток роста снизил прибыльность и поднял до разорительных размеров издержки прошлых ошибок вроде медицинской программы для пенсионеров и Job Bank.

Для стратега эти три модели были бы самыми первыми в списке — чтобы начать борьбу с Toyota на ее самой прибыльной территории и вернуть себе расположение покупателей в двух самых больших автосегментах (что и сделала в свое время Malibu).

Боб прав: парням из гаража нужно дать добро на виртуозное оттачивание моделей, к радости покупателя. Однако стратеги должны помочь им в определении того, каких покупателей надо удовлетворить в первую очередь. И если обе эти группы будут делать свое дело, в кассу посыплется множество монет, требующих подсчета финансистами. А если этого важного компонента не хватает, денежный поток прекращается, и между парнями из гаража и занудами-финансистами начинается война — а клиентам остается, как правильно заметил наш автор, лишь наблюдать за ней извне.

Читайте по теме: