Приглашение в мир звука | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Приглашение в
мир звука

Автор: Бонабо Эрик

Приглашение в мир звука

читайте также

В маркетинге люди и цифры — это не одно и тоже

Сэм Форд

Лучшие из лучших: что самые успешные компании делают со своими «звездами»

Майкл Мэнкинс

Почему отвечать на жалобы покупателей в соцсетях не всегда полезно

Алиреза Голмохаммади,  Джозеф Комприкс,  Динеш Гаури,  Таха Хавахор

Мудрость толпы

Федюкин Игорь

В технологиях, поставленных на службу бизнесу, основное внимание всегда уделялось зрительным образам — поставщики старались привлечь взоры потребителей, предлагая им все более яркие и стильно оформленные продукты. Считается, что о достоинствах вещи можно судить главным образом по ее виду; слуху отводится в лучшем случае второстепенная роль. «Если провести аналогию с развитием визуальных технологий, то звуковой дизайн отстает лет на 20», — заявил в интервью журналу Wired Дейн Дэвис, специалист в области аудиотехнологий, получивший «Оскара» за звуковые эффекты в фильме «Матрица». По словам Дэвиса, для записи аудиоэффектов кинематографисты до сих пор сбрасывают автомобиль с подъемного крана и разбивают конструкции с помощью стенобитной бабы. Знаменитый звукорежиссер предпочел бы создавать эффекты на компьютере, но, увы, программного обеспечения для этого пока нет.

Тем не менее наши уши пытаются взять свое, и вполне возможно, что аудиотехнологии вскоре повторят путь, который компьютерная графика прошла за последние 20 лет. Иными словами, мы стоим на пороге нового мира, который будет наполнен синтезированными звуками, неотличимыми от естественных. Новшеству будут рады кинематографисты, еще большую пользу оно принесет разработчикам видеоигр: звуковое сопровождение в этой области пока остается смехотворно примитивным. Но это лишь начало. Не только предельно реалистичные, но и несущие смысловую нагрузку звуки — найдут применение во многих отраслях. Новое междисциплинарное научное направление, получившее название Auditory Display (AD, слуховые средства отображения), изучает реакцию мозга на акустические воздействия, а также влияние звуков на работоспособность, настроение и т. п. Прикладная ветвь AD занимается применением аудиотехнологий в различных сферах человеческой деятельности (результаты исследований уже используются в системах управления самолетами, в медицинских приборах и пр.). Чаще всего звуковые средства применяются в качестве сигнала тревоги в среде, перенасыщенной визуальной информацией. Однако во всех этих случаях речь идет о сравнительно простых приложениях.

Более интересное технологическое направление связано с озвучиванием данных, то есть с преобразованием сложной и разнообразной информации в акустическую форму. Каждому типу данных ставится в соответствие свой набор звуковых параметров: высота тона, громкость, скорость вибрато и др. Зная правила соответствия, слушатели извлекают информацию из звучащих фрагментов. Самым простым типом озвученных данных являются акустические компьютерные «значки», аналоги графических значков на рабочем столе компьютера. Эти звуковые объекты символизируют те или иные события, к примеру очистку файловой «корзины». Впрочем, высокотехнологичные компании осваивают и более сложные звуковые средства; не исключено, что скоро с их помощью можно будет на слух определять характеристики информации в терабайтных массивах, скажем в корпоративных хранилищах данных. Разумеется, для работы с такими средствами пользователю потребуется серьезная дополнительная подготовка: умение сопоставлять характеристики звука с элементами смысла достигается специальной тренировкой.

Еще одно перспективное направление в звуковых технологиях — использование узконаправленных акустических потоков. Звук, как и лазерный луч, можно собрать в очень тонкий пучок. Тем, кто находится вне этого пучка, такой сигнал будет не слышен. На основе узконаправленных акустических систем можно строить системы навигации для слепых, радиоприемники, которые позволяют нескольким людям в одном помещении слушать разные передачи, а также специальные доски объявлений, озвучивающие информацию лишь для тех, кто оказывается поблизости, и не отвлекающие остальных.

Увлекательные перспективы открываются и перед исследователями воздействия звуков на психику. Ученые уже давно установили, что определенные виды музыки, в частности классическая, улучшают настроение и повышают работоспособность. В годы Великой депрессии компания Muzak предложила воспроизводить музыкальные записи в машинописных бюро и в лифтах учреждений (в первом случае звуковой фон способствовал улучшению производительности, во втором — успокаивал нервы пассажиров). Сегодня интерес к применению музыки и иных звуковых эффектов в магазинах и на рабочих местах продолжает расти. Британские исследователи установили, что от характера звучащей музыки зависит покупательский выбор: если в винном магазине играет немецкая музыка, клиенты чаще покупают немецкие вина, на фоне французской музыки — отдают предпочтение французским. Многие компании начинают активно использовать музыку в продвижении собственных брэндов, предлагая вместе с маркетинговыми материалами компакт-диски, не имеющие отношения к основному бизнесу.

Революция в области графических технологий радикально изменила характер взаимодействия человека с компьютером, и последствия переворота в звуковой сфере будут не менее значимыми. На нас постоянно обрушивается огромное количество изобразительной информации, и в этом потоке мы рискуем упустить что-то важное и ценное. Звук, вероятно, поможет нам пробиться сквозь этот визуальный шум.