Виртуозы многообразия | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Виртуозы многообразия

Автор: Йоханссон Франс

Виртуозы многообразия

читайте также

Хочешь прибавить скорость? Притормози!

Аткинсон Том,  Дэвис Р. Джослин

Тест: умеете ли вы отказываться от недостижимых целей и ставить новые

На передовой: опыт нью-йоркской больницы в борьбе с Covid-19

Риши Хаккар

Как рождаются гениальные идеи

Дэвид Иглмен,  Энтони Брандт

Должность директора по многообразию появилась в 1990-х годах как ответ бизнеса на судебные разбирательства и требование общественности не допускать дискриминацию при приеме на работу. Но сегодня самые дальновидные компании возложили на этих сотрудников новые обязанности — курировать развитие инноваций и искать новые источники дохода.

Руководителям хорошо известно, что чем больше в коллективе людей, представляющих разные культуры, тем чаще в нем рождаются идеи. И все же компании мало внимания уделяют опыту и знаниям таких сотрудников. Им самим сплотить свои усилия в области инноваций мешают многие факторы, в том числе язык, рассредоточенность офисов в разных регионах и стремление людей держаться «своих». Директор по многообразию, пожалуй, больше, чем кто-либо другой, знает, сколько представителей разных культур трудится в компании, а значит, может лучше других объединить этих людей на ниве инноваций.

К примеру, вице-президент по глобальному многообразию PepsiCo Эми Джордж тесно взаимодействует с несколькими группами сотрудников, объединенных по признакам пола, расовой принадлежности и т.д., что уже принесло плоды: эти группы выдвинули несколько идей для новых продуктов и маркетинговых стратегий. К примеру, латиноамериканская группа из подразделения Frito-Lay предложила выпускать картофельные чипсы со вкусом мексиканского соуса гуакамоле, и проект принес компании $100 млн прибыли.

«Мы приветствуем многообразие персонала, ведь таким образом активизируются инновации. Но новые идеи не рождаются сами по себе. Важно объединить людей», — считает бывший директор по многообразию MTV Networks Розалин Тэйлор О’Нил, которая и начала делать это в масштабах всей компании при горячей поддержке бывшего гендиректора MTV Тома Фрестона (сейчас он занимает пост сопредседателя Viacom). В результате одна межкультурная группа разглядела новые маркетинговые возможности, обнаружив много общего между кантри и латиноамериканской музыкой: схожие инструменты и манера пения, одна и та же аудитория в штатах Солнечного пояса. Подобные группы участвовали в создании многокультурных детских передач канала Nickelodeon. «Мы специально объединяем разработчиков в разнородные группы. В таком составе вероятность появления удачной, оригинальной и новаторской идеи значительно выше», — говорит Фрестон.

Успех О’Нил отчасти объясняется тем, что она многое знает о маркетинге и сфере инноваций. Прежде чем примерять на себя мантию новатора, большинству директоров по многообразию потребуется значительная дополнительная подготовка — или компаниям придется искать им на замену более опытных людей. Имеет смысл вывести должность директора по многообразию за рамки отделов персонала, чтобы эти руководители тесно сотрудничали с начальниками отделов разработки, развития, маркетинга и продаж — тогда они смогут выявлять возможности для инноваций по всей компании. Более того, эта инициатива кое-где уже доказала свою перспективность. «Все больше директоров по многообразию подчиняются непосредственно генеральному директору», — говорит Эди Фрэйзер, основатель и генеральный директор Diversity Best Practices, компании, которая занимается вопросами многообразия.

В Russel Corporation (Атланта), специализирующейся на спортивной одежде, традиционные вопросы многообразия — борьба с дискриминацией, набор новых сотрудников, юридическое обеспечение и т.д. — относятся к компетенции отдела персонала. А у директора по многообразию Кевина Клейтона другая задача — преобразовать свой отдел, отвечающий за прибыли и убытки, в профит-центр. К примеру, подчиненные Клейтона выяснили, что многие сотрудники компании учились в колледжах и университетах, считающихся «черными», и предложили им разработать продукты для чернокожих студентов. В результате доход от нового проекта составил около $10 млн. (После этого директор по многообразию сформировал дополнительные группы разработчиков, в которые вошли представители разных национальностей и религий. Ожидается, что доход от деятельности подразделения в следующем году удвоится.)

Раньше компании создавали должность директора по многообразию, чтобы снизить риск судебных разбирательств. Но теперь эти люди, если их должным образом сориентировать, могут расширить горизонты деятельности всей организации. Выгода многообразия для бизнеса наконец стала очевидной: под чутким и опытным руководством оно становится мощным источником инноваций.