Как корпоративная разведка помогает компаниям управлять рисками | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как корпоративная разведка помогает компаниям
управлять рисками

От чего зависит успех в выявлении угроз и возможностей в сфере бизнеса

Авторы: Пол Кольбе , Мария Робсон Морроу

Как корпоративная разведка помогает компаниям управлять рисками
Juan Moyano/Stocksy

читайте также

Как безболезненно расстаться со своими слабостями

Михаил Рахлин

Эмоции и их последствия

Ариели Дэн

Ваш босс — это ваш клиент (и ваши коллеги тоже)

Джоди Гликман

Высокие прибыли программы рекомендаций

Бюльте ден Ван Кристофер,  Скиера Бернд,  Шмидт Филипп

В январе 2020 года члены небольшой команды глобальной технологической компании-поставщика финансовых услуг Fiserv начали отслеживать первые тревожные сигналы вспышки новой болезни в региональной столице Ухань в Китае. Они выделили несколько надежных медиаисточников и приступили к анализу информации, исходя из сравнимых показателей, регистрируемых на ранних стадиях предыдущих вспышек подобных заболеваний — например, атипичной пневмонии. Анализ показал, что потенциальная эпидемия не за горами. Члены команды рекомендовали руководству воздержаться от командировок еще до того, как вирус был впервые обнаружен в США, и раньше, чем с подобными рекомендациями выступили большинство компаний и правительств. Сценарная оценка потенциальных последствий для здоровья людей и экономики позволила компании на ранней стадии вложить средства в защиту персонала и снизить риски, быстро переведя всех на удаленный формат работы.

Как Fiserv удалось заранее предвидеть надвигающуюся бурю, пока другие не обращали внимания на тревожные новости? У них была отдельная команда специалистов, занимавшихся геополитической аналитикой и разведывательной деятельностью. Именно они изучили обстановку и доложили руководству о растущем риске и его последствиях для бизнеса.

В мире противоречивой и дезориентирующей информации такой тип разведки помогает компании повысить свою осведомленность относительно киберугроз, рисков безопасности, политической нестабильности и других назревающих проблем. Мудрые бизнес-лидеры принимают решения, опираясь на данные разведки.

Слово «разведка» сильно нагружено. Многие путают это понятие с корпоративным шпионажем, описанным в книге Барри Майера «Spooked», где сотрудники частной разведки изображаются опасными изменниками. Бизнес действительно может переходить черту. Достаточно вспомнить пример eBay, преследовавшей блогеров, или Credit Suisse, где за сотрудниками следили частные детективы. Но это скорее плохие исключения.

Ежедневно специалисты частной разведки законно и этично помогают компаниям обходить проблемы, использовать возможности и принимать решения. Такие организации, как Ассоциация специалистов по оценке международных рисков, устанавливают стандарты и нормы профессионального поведения, а такие академические институты, как Мерсихерстский университет, выпускают новые поколения специалистов разведки, ориентированных на работу в частном секторе.

Компании инвестируют в безопасность и разведку, потому что это приносит прибыль. По словам Льюиса Саж-Пассана, ученого и исследователя из Университета Лафборо, изучающего частную разведку, такие команды обретают все большую популярность: практически все крупные компании либо уже имеют разведывательное подразделение, либо находятся в процессе учреждения такового.

Заглянуть за угол

Лучшие команды разведки помогают руководителям понять, что происходит и что может произойти дальше. Эрика Брешиа, до недавнего времени занимавшая пост главного операционного директора GitHub, так описала вклад команды разведки во время пандемии COVID-19: «Наша команда помогла нам выявить угрозы и эффективно донести информацию до разных аудиторий как внутри компании, так и за пределами национальных и культурных границ, чтобы наши сотрудники были в безопасности, а бизнес успешно работал».

Ей вторит и руководитель программы Microsoft Global Intelligence Лиз Мэлони: «Разведка — первый шаг к пониманию рисков… Наша миссия — помочь руководителям снизить риски и грамотно справиться с теми, которых нельзя избежать».

Опрос 94 специалистов разведки в частном секторе показал, что их должности часто создаются в ответ на «угрозу или кризис». После террористических актов, кибератак и кампаний по дезинформации многие организации с некоторым опозданием осознали, что небольшие инвестиции в проактивную осведомленность принесут больше, чем запоздалая и дорогостоящая реакция на непредвиденные проблемы.

Ярким примером может послужить террористическая атака 2013 года на совместное предприятие BP, Statoil, Sonatrach в Ин-Аменасе, Алжир. После этого BP и Statoil значительно усилили свои разведывательные подразделения, чтобы эффективнее выявлять скрытые угрозы.

Снижение риска и анализ

Разведка может давать компании конкурентное преимущество, обеспечивая возможности работать там, где другие действовать боятся. В среде с высоким уровнем угрозы сильная разведка помогает компании направлять ресурсы безопасности на наиболее релевантные риски. При выходе на новые рынки команды разведки помогают руководителям избежать сомнительных партнерств и перерасхода средств на безопасность при заключении сделки. «Сила в информации. С хорошей разведкой вооруженная охрана не нужна», — сказал нам один специалист по авиационной безопасности.

По словам Мэлони, задача разведки частного сектора заключается в том, чтобы «придать руководителю уверенность и помочь воздержаться от слишком острой реакции». Например, после того как руководители Microsoft обратили внимание на тревожные сведения об угрозе безопасности в Пуэрто-Рико после урагана «Мария» 2017 года, специалисты внутренней разведгруппы представили детальную оценку ситуации с учетом положения компании, что помогло руководству увериться в безопасности дальнейшего присутствия в регионе.

Больше, чем безопасность

До пандемии COVID-19 большинство команд корпоративной разведки занимались в основном вопросами безопасности, однако пандемия открыла для них куда более широкий спектр деятельности. Дайана Дрэгон, руководитель отдела глобального анализа в Standard Industries, отметила: «Те же навыки, что используются для оценки угроз безопасности, можно применять и для анализа тенденций и возможностей». По словам специалиста по авиационной безопасности, до пандемии его с коллегами назвали «безопасниками»; теперь же они занимаются широкомасштабной стратегической разведкой.

Разведка может просто предоставить факты для защиты людей и активов (базовый уровень на графике ниже), однако ее вклад наиболее ценен, когда усилия команды используются для стратегической, проактивной поддержки принятия решений (верхний уровень). В Fiserv команда геополитического анализа не занимается вопросами безопасности. К началу пандемии COVID-19 члены команды уже обладали широкими полномочиями и смогли на раннем этапе представить критически важный анализ, позволивший компании подготовиться. Команды Microsoft и GitHub тоже использовали весь свой потенциал, чтобы проанализировать геополитические тенденции и риски и предоставить данные для принятия стратегически важных бизнес-решений.

Управление разведкой

Члены команды разведки часто оказываются затеряны в глубине организации, разбросаны по корпоративным подразделениям и скрыты за непрозрачными названиями должностей. Опросы показывают, что представители команды разведки могут фигурировать в 20 различных бизнес-подразделениях.

Такой подход часто прячет сотрудников разведки от высшего руководства, которому и были бы полезны их навыки, опыт и связи. Райан Лонг, соучредитель и соведущий подкаста Business of Intelligence, говорит: «Отсутствие прямого контакта с руководителями значительно снижает качество работы и часто ведет к тому, что усилия сотрудников не достигают цели».

Универсального решения по структурированию команд разведки не существует, но некоторые аспекты значительно повышают шансы на успех. Во-первых, решающее значение имеет прямой контакт с руководством. Эрика Брешиа подчеркивает, что в GitHub «команда разведки всегда имела прямой контакт с лицами, принимающими решения в компании». С самого начала работы она проводила совещания с главой группы разведки, чтобы вместе определить ожидания и приоритеты, и просила сотрудников обращаться к ней напрямую в случае, если они выявляли риск, на который стоило обратить внимание руководства. Также члены команды разведки с самого начала включались в рабочие группы по вопросам, представляющим интерес для руководства, что помогало им понять, что именно ставят в приоритет руководители организации. Команды разведки приносят наибольшую пользу, когда у них есть четкое представление о решениях, которые необходимо принять, вопросах, на которые нужно ответить, и стратегических целях компании.

Во-вторых, команды корпоративной разведки должны преодолевать разобщенность и привлекать заинтересованные стороны всех бизнес-подразделений. «Аналитик должен взаимодействовать с клиентом, чтобы понимать его потребности, регулярно получать обратную связь и налаживать взаимопонимание», — говорит Лонг. Команды, посвященные в стратегические задачи, обеспечивают лучшую поддержку компании. Качественные вопросы ведут к качественным ответам.

Наконец, специалисты разведывательной группы должны проявлять инициативу. Независимо от того, где они работают — в государственном или частном секторе, они должны владеть аналитическим мастерством и методологией сбора данных для частного сектора, уметь оценивать качество и этику поставщиков, а также иметь достаточные навыки и опыт, чтобы определять потребности бизнеса.

Некоторым компаниям уже удалось создать разведывательные мощности, которые используют потенциал разведки как для снижения рисков, так и для расширения бизнес-возможностей. Группа геополитического анализа Fiserv отчитывается главе международного направления по обслуживанию наряду с подразделением безопасности. В 2021 году команда разведки Standard Industries вышла из состава подразделения безопасности, а глава отдела глобальной аналитики вступил в ряды исполнительного руководства. Новая структура возникла благодаря тому, что команда разведки продемонстрировала свою способность оказывать руководству поддержку в стратегических вопросах, вовремя информировать о новых тенденциях и возможностях, а также рисках по всему спектру корпоративной деятельности.

Если у вашей компании нет службы разведки, скорее всего, она есть у ваших конкурентов. А если и у вас она есть, возможно, вы не до конца используете ее потенциал. Насколько тесно вы общаетесь с командой? Осознают ли сотрудники ваши стратегические задачи, ключевые сроки и информационные пробелы? Ставите ли вы перед командой задачи, выходящие за рамки вопросов безопасности, чтобы обратиться к более широкому спектру проблем?

Руководители должны расширять возможности команд разведки, делясь с ними своими целями и задачами. Равно и команды разведки должны отталкиваться от бизнеса, адаптируя свои продукты таким образом, чтобы максимизировать возможности и минимизировать риски. Когда важный вывод приходит точно ко времени принятия ключевого решения, компания получает огромное преимущество. Скромные затраты времени и ресурсов стоят того.