читайте также
На протяжении ХХ века между развитием бизнеса и формированием рабочих мест была тесная связь. Процветает бизнес — растет занятость — население благоденствует.
В наши дни эта связь ослабла. В США, например, дела корпоративного сектора идут неплохо, при этом растет безработица. Возможно, эти процессы — появление рабочих мест и развитие бизнеса — начнут синхронизироваться по мере того, как будет крепнуть вера в будущее экономики. А если нет? Вдруг это проявление структурных сдвигов?
Два фактора, в былые времена обеспечивавшие связь между ростом производства и созданием рабочих мест, изменились кардинально. В ХХ веке бизнес был более индустриальным и локальным, то есть приспособленным для внутреннего рынка, нежели сегодня. Чтобы развиваться, промышленное предприятие должно было делать ставку на массовое производство и сбыт. С увеличением спроса на продукцию, будь то автомобили, стиральные машины или телевизоры, появлялись дополнительные рабочие места в сборочном цеху, в отделах снабжения и сбыта.
Новые звенья в цепочках поставок и дистрибуции создавались на внутреннем рынке — благодаря им становилось больше хорошо оплачиваемых рабочих мест для среднего класса. Таким образом почти весь ХХ век рост бизнеса сопровождался подъемом среднего класса, что обеспечивало доверие к системе.
А теперь вернемся в день сегодняшний. Когда Google, Facebook* или другая чудо-корпорация, олицетворяющая новую американскую экономику, удваивается в размерах, это не влечет за собой умножения рабочих мест — как было в случае с промышленными компаниями. Хедж-фонду, ворочающему миллиардами долларов, нужно гораздо меньше сотрудников, чем традиционному банку, оперирующему сопоставимыми суммами. Зачастую новые места создаются для немногих квалифицированных высокооплачиваемых работников умственного труда, а не для большого числа представителей среднего класса.
Бизнес перешагнул за рамки внутреннего рынка. Производство распределяется по разным странам, что обеспечивает динамичное развитие и одновременно ослабляет связь между ростом бизнеса и созданием рабочих мест в отдельно взятых регионах. Мы живем в век глобализации: бизнес легко пересекает границы и перемещается в регионы с более дешевым трудом.
Оговоримся: упомянутые изменения благотворно влияют на общество, поскольку обеспечивают подъем благосостояния большего числа людей во всем мире. С ростом среднего класса в Индии и Китае увеличивается армия пользователей тех же Google и Facebook*. Но все это дело далекого будущего. Тем же, кто ищет работу сегодня, до будущего дела нет.
У меня нет готовых рецептов, но я считаю, что развитие инноваций, предпринимательства и квалифицированных кадров нужно поддерживать на уровне как государства, так и бизнеса. Руководителям компаний и политикам следует восстановить нарушенную связь между созданием стоимости и рабочих мест. Если им это не удастся, лидеры бизнеса окончательно лишатся общественного доверия — тем более если они и дальше будут обогащаться, невзирая на бедственное положение окружающих.
Когда общество озлоблено на бизнес, правительство может встать на путь чрезмерного регулирования. А люди, отвернувшись от бизнеса, не смогут решать животрепещущие вопросы современности. Проблемы планетарного масштаба, связанные, скажем, с экологией, здравоохранением или реформированием финансовой системы, не устранить без активного участия бизнеса. Чтобы обеспечить его, компаниям придется вернуть себе доброе имя и взяться за создание новых рабочих мест.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена