Как корпорациям найти общий язык с молодежью | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как корпорациям найти общий язык
с молодежью

Представители поколения Y, раньше надевавшие костюмы, чтобы их восприняли серьезно боссы из беби-бумеров, теперь должны облекаться в джинсы и футболки, чтобы выглядеть бойкими свободомыслящими творцами, каким и должен быть типичный Y за работой.

Автор: Андреа Ованс

Как корпорациям найти общий язык с молодежью

читайте также

Переговоры без страховки. Беседа с Домиником Мисино

Дайан Кутю

Пора менять планировку торговых площадок

Андрис А.Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

Как предпринимателям сменить курс

Роберт Бремнер,  Рори Макдоналд

Может ли преуспеть приятный человек?

Арт Маркман

Молодой способный менеджер в компании, оказывающей финансовые услуги, возвращается из месячного отпуска. Он начинает носить бороду и бакенбарды, хотя раньше всегда был чисто выбрит и одевался вполне консервативно. Также он появляется на работе в ярких спортивных рубашках и брюках-клеш. Он работает с прежним усердием и искренне болеет за дело.

Беспокоит ли вас его поведение? Как вы думаете, как на него будут реагировать окружающие?

Harvard Business Review представило этот сценарий 3453 читателям в попытке выяснить мнение в высших корпоративных эшелонах по поводу достоинств и недостатков поощрения индивидуальности своих руководителей. Их спросили, какой из четырех ответов наилучшим образом описывает их реакцию.

Двое или трое из них (0,1%) считали, что молодого человека нужно немедленно уволить. Лишь 18% ответили, что «парень имеет право носить, что хочет — это его личное дело». Остальные, как видите, выбрали одну из двух версий, свидетельствующих о пассивной агрессии.

Недавно бороды снова вошли в моду, но, наверное, никого не удивит тот факт, что этот опрос относится к 1971 году. Беби-бумер, одевавшийся как хиппи, теперь, по всей вероятности, стал топ-менеджером, с интересом разглядывающим футболки, вьетнамки и леггинсы, которые носят на работу его подчиненные из поколения Y. Рискну утверждать, что по сравнению с его бывшими боссами он не столь пассивно агрессивен (или хотя бы более политкорректен), когда речь заходит о том, каким образом допустимо выражать свою индивидуальность на рабочем месте.

Этот опрос был опубликован в последнем номере за 1971 год в статье «Who Wants Employee Rights?» («Кому нужны права сотрудников?»). По-настоящему удивительно в нем то, с какой убежденностью эти строго одетые читатели HBR настаивали на таких правах, как свобода выражать свою индивидуальность, возражать против перевода на другое рабочее место или в другой регион, продвигать свои политические идеи, а также защищать интересы других групп помимо акционеров.

Это была эпоха, когда согласно популярному анекдоту аббревиатура IBM означала «I’ve Been Moved» («меня перевели»). Несмотря на это, 54% респондентов в 1971 году полагали, что компания, переводящая молодого управленца на работу, не соответствующую его интересам, совершает ошибку и должна перераспределить его на более подходящее место. Подавляющее большинство (целых три четверти) опрошенных заявили, что гендиректор должен позволить группе менеджеров и инженеров отстаивать на совете директоров такое требование: «Наша компания должна дать обещание никогда не продавать оружие сторонам конфликта, не одобренного Конгрессом США». Только малая часть респондентов считала, что фирма отвечает только перед своими акционерами, а более 60% полагали, что интересы владельцев должны учитываться наряду с нуждами сотрудников, клиентов и широкой общественности.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Возможно, этот либерализм не покажется столь удивительным, если принять во внимание, что корпорации того времени из кожи лезли вон, чтобы привлечь в бизнес представителей поколения беби-бумеров. В 1969 году количество абитуриентов Гарвардской школы бизнеса упало до своего исторического минимума — самые яркие представители беби-бума (поколение, не доверявшее никому старше 30 лет от роду) искали самореализации в других местах. Хочешь не хочешь, а пришлось приспосабливаться.

В частности, приходилось приспосабливаться к тому, что для нового поколения была гораздо важнее самореализация, а не корпоративная эффективность. Об этом пишет бывший директор приемной комиссии Гарвардской школы бизнеса Энтони Этос в своей статье того же 1971 года с несколько театральным названием «Is the Corporation Next to Fall?» («Грозит ли корпорации великое падение?»). Объясняя, почему беби-бумеры на работе отличаются от предшествующих поколений, Этос цитирует известного профессора Массачусетского технологического института Кеннета Кенистона (впервые определившего понятие «молодежное движение»). Он описывает недоверие властям, которое достигло уровня отвращения — бунт против «количества» и обращение к «качеству», восстание против единообразия и борьба против психологического и бюрократического схематизма в любом их виде. Протест против централизованной власти и требование позволить народу участвовать в управлении, а также новая этика «значимых человеческих взаимоотношений, в которых индивидуумы встречаются друг с другом без масок, притворства и игр».

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

К настороженному беспокойству читателей HBR того времени Этос добавляет, что, пытаясь открыть истинное лицо компании, лучшие выпускники элитных бизнес-школ судили о потенциальных нанимателях по тому, сколько «косящих под хиппи» сотрудников они встречали в офисных коридорах. В самом деле самым простым способом «проверить на вшивость» работодателя было «отпустить на лице растительность и на собеседовании следить за знаками неловкости или ждать явного выражения недовольства». Теория гласила, что отторжение того, что у человека растет на голове, сопровождается недооценкой ее содержимого на рабочем месте. «Как часто бывает с незамысловатыми экспериментами, этот тест нередко срабатывал», — делает вывод Этос.

Итак, что случилось со всеми этими хиппи? Как и следовало ожидать, в опросе 1971 года самыми свободомыслящими были молодые сотрудники. Срез, идущий за ними, был представлен в исследовании студентов Гарвардской школы бизнеса и одной неназванной государственной бизнес-школы со Среднего Запада. Они были еще более либеральны, что позволило одному из редакторов HBR Дэвиду Эвингу уверенно заявлять, что по мере карьерного роста этих непокорных беби-бумеров в корпорациях воцарится еще большая терпимость к общественным взглядам и проявлениям индивидуальности на работе.

Но никто не смог предсказать нефтяное эмбарго 1973 года, которое было наложено на США арабскими странами-членами ОПЕК во время Четвертой арабо-израильской войны в октябре того же года (итог: уже на следующий 1974 год цены на отопление стали выше, чем месячная плата за аренду жилья для многих беби-бумеров), а также стагфляцию длиной почти в десятилетие. Сочетание высоких цен и замедления карьерного роста побудило толпы «самых-самых исключительных» вернуться в аудитории бизнес-школ. Хиппи конца 60-х стали одетыми с иголочки «яппи» 80-х и 90-х, исповедующими принцип «по одежке встречают». По всей вероятности, в то время офисы выглядели примерно так, как описывал выпуск бизнес-школ конца 50-х Этос: «Колония пингвинов, которых не различить невооруженным взглядом».

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Было бы весьма странно, если бы сегодняшние представители поколения Y, которые подозрительно разглядывали Amazon и Google как слишком молодые компании, оценивали потенциальных нанимателей по тому, насколько разнообразную одежду носят в офисе. Более того, недавно я прочла в одной из статей Forbes такую мысль. Представители поколения Y, раньше надевавшие костюмы, чтобы их восприняли серьезно боссы из беби-бумеров, теперь должны облекаться в джинсы и футболки, чтобы выглядеть бойкими свободомыслящими творцами, каким и должен быть типичный Y за работой. То, что мы носим, будь то униформа, костюм, джинсы или футболка, редко отражает нашу истинную суть. Почти всегда это лишь заявление о том, к какой группе мы себя причисляем (или хотим причислять).

Но я не удивлюсь, если многообещающие представители поколения Y по-прежнему хотят знать цену своим начальникам, как студенты Этоса в 60-е годы пытались «раскусить его», задавая, по его признанию, «неудобные вопросы»: «Кто вы? Могу ли я вам доверять? Болеете ли вы за дело? Понимаете ли вы жизнь? Достигли ли вы зрелости? Можно ли сказать, что вы исполнены знаний и все же продолжаете узнавать новое? Достаточно ли у вас опыта, чтобы помочь мне увидеть больше возможностей? Куда вы идете? Как мне попасть туда же? Почему этот путь будет для меня важным и стоящим?»

Читайте по теме: