Будьте наготове! | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Будьте наготове!

Будьте наготове!

читайте также

Нужен ли вам карьерный коуч?

Марло Лайонс

Не убивают ли вас перегрузки?

Джанпьеро Петрильери

Люди из нефти

Фалалеев Дмитрий

Особая цена: как сделать персонализированное предложение

Вернер Райнарц,  Нико Виганд,  Юстус Хаукап

Часто руководители переоценивают свою способность заглядывать в будущее: им кажется, что их опыта и знаний хватит, чтобы провести компанию через любую сложную ситуацию и добиться успеха в каждом новом начинании. Такая самоуверенность может сыграть с вами особенно злую шутку на нестабильных рынках, которые развиваются по непредсказуемым сценариям. Изменения потребительских пристрастий, технологические инновации и законодательные ограничения часто сваливаются на производителей как снег на голову, а новые окна возможностей распахиваются внезапно и ненадолго. Вот почему компании и ее руководству необходимо всегда быть наготове.

Исследовательская группа под руководством Доналда Сулла из Лондонской бизнес-школы изучила опыт нескольких десятков компаний, работающих на изменчивых рынках вроде Китая и Бразилии. Сравнивая пары компаний-конкурентов и оценивая, насколько удачно они ведут дела, исследователи искали ответа на вопрос: как менеджмент может повысить шансы компании выстоять и преуспеть на нестабильном рынке. Оказалось, что очень многое зависит от того, как действует компания в период затишья, которыми перемежаются времена больших возможностей и неожиданных трудностей. Действия руководителей в такие периоды влияют на успех бизнеса гораздо больше, чем авральные меры, когда кризис уже разразился.

Вот главные принципы «стратегии активного ожидания»:

1. Не прорисовывайте детали картины, а формулируйте четкие приоритеты. Определите сферу деятельности компании, географические границы ее присутствия, стратегические устремления (например: «Мы стремимся стать глобальным лидером своей отрасли»). Такое нечеткое, обобщенное видение помогает наметить направление развития и задает основные ориентиры, не загоняя компанию в какую-то узкую область. В то же время, сформулируйте и несколько ясных средне- и краткосрочных задач, вроде «вновь сделать компанию прибыльной».

2. Засылайте разведку в будущее. Компания должна прощупывать и анализировать рыночную среду, а также «делать вылазки» на перспективные участки рынка, например проводить небольшие маркетинговые эксперименты и инвестировать в многообещающие стартапы. Именно так действовала бразильская пивоваренная компания Brahma, ныне входящая в InBev, крупнейшего производителя пива в мире. Brahma проводила недорогие маркетинговые акции в Аргентине и Венесуэле и вскоре завоевала неплохие позиции на венесуэльском рынке безалкогольных напитков. Это позволило ей заработать неплохие дивиденды, когда этот рынок пошел в гору. Кроме того, Brahma изучала более развитые рынки пива, чтобы предугадать, с какими тенеденциями ей придется иметь дело в будущем.

3. Держите наготове неприкосновенный запас. Запас наличных денег — незаменимая вещь, когда перед компанией внезапно возникают новые возможности или неожиданные угрозы. Чтобы поддерживать денежный запас в боевой готовности, внимательно следите за процессом распределения корпоративных ресурсов, контролируйте число и стоимость «разведывательных» проектов. Кроме того, нужен чрезвычайно взвешенный подход к новым инвестициям: они не должны быть просто данью моде.

Пример такой стратегии показал бразильский производитель самолетов Embraer, который в конце благополучных 1990-х выделялся на фоне своих соперников малыми долгами и большими запасами наличности ($700 млн в июне 2001 г.). Но после трагедии 11 сентября заказы на самолеты стали отменяться один за другим. Бизнес Embraer уцелел лишь благодаря денежному резерву. Конкурентам повезло меньше: Bombardier еле-еле выкарабкалась из кризиса, а Fairchild Dornier обанкротилась.

4. Не ослабляйте напор. Даже в периоды затишья постоянно совершенствуйте повседневную работу компании. Сокращайте затраты, развивайте каналы сбыта, повышайте качество продукции. Все это создает кумулятивный эффект, который может сыграть важную роль в решающий момент.

5. Вовремя объявите аврал. Компания, ведущая разведку будущего, постоянно имеет дело со средними по масштабу возможностями и угрозами. Однако в какой-то момент она может наткнуться на действительно грандиозную аномалию, требующую немедленной и самой серьезной реакции. В этой ситуации руководство должно сфокусировать усилия всего коллектива на главной задаче и заново пересмотреть все инвестиции и инициативы компании, оценив их исключительно с точки зрения значимости для выполнения наиболее приоритетной задачи.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.