Почему неприятности случаются в конце трудной работы | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему неприятности случаются в конце
трудной работы

Чем дольше и чем успешнее человек занимается каким-либо делом, тем труднее ему помнить о сопряженных с ним рисках.

Автор: Нил Суиди

Почему неприятности случаются в конце трудной работы

читайте также

«Чтобы вести за собой команду, нужна харизма, иначе ничего не получится»

Анна Натитник

Цифровой вызов

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Шиварам Раджгопал

22 декабря 2015 г. компания IBM, при поддержке HBR — Россия, провела бизнес-ужин для делового сообщества.

Вредные советчики: почему люди не хотят делиться мнением, если оно не единственное

Дженнифер Логг,  Лесли Джон,  Франческа Джино,  Хейли Бланден,  Элисон Вуд Брукс

Этой зимой на северо-востоке США перепуганные домовладельцы повытаскивали из гаражей стремянки и полезли на крыши сбивать снег и лед. Многие из них при этом откровенно искушали судьбу.

Больницы большинства штатов в этом регионе были переполнены пациентами с переломами ребер и позвоночника: чего еще и ожидать при падении с лестницы или крыши? И хотя статистические данные пока не обработаны, готов держать пари, что основная часть увечий приходится не на начало самодеятельной работы, а на ее конец.

Это происходит каждую осень, когда домовладельцы лезут на крышу сгребать листья со своих домов. Каждый год почти 200 тыс. человек получают травмы и 300 человек погибают, падая с лестницы. Самая распространенная причина падения — попытка дотянуться чересчур далеко.

Исследования показали, что к работе все приступают осторожно: добросовестно спускаются со стремянки и передвигают ее чуть ли не через каждые полметра, а не рискуют, пытаясь вытянуться подальше. Неприятности приключаются под конец работы. Почему? Возможно, человек устал или торопится посмотреть футбольный матч. И вот он тянется сверх сил, чтобы сбросить еще вон ту охапку листьев и сэкономить лишнюю минутку. Или же он возомнил, будто набил руку, и самоуверенность его в итоге подводит.

В любом деле — от хлопот по дому до инфраструктурных мегапроектов — неприятности, увечья и смерти происходят ближе к концу работ, когда зашкаливает самоуверенность и невтерпеж поскорее все закончить. Этот феномен имеет специальное название: «нормализация». Человек склонен снижать стандарты ради ускорения.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Чем дольше и чем успешнее человек занимается каким-либо делом, тем труднее ему помнить о сопряженных с ним рисках. Самый очевидный пример — написание SMS за рулем. Почти все мы хоть раз поддавались этой дурной привычке. И если нам это сошло с рук, мы убеждаем себя, будто мы просто ловчее всех прочих и можем и руль крутить, и печатать. Но это не так. Это всего лишь соблазны нормализации.

Пока я не занялся сбором материалов для книги «Trapped Under the Sea» — подлинной истории коммерческих дайверов, посланных на невыполнимую миссию (очищать Бостонскую гавань), я думал, что самый опасный день работы — первый. Ведь пока люди привыкнут к новой ситуации, новым сотрудникам, оборудованию, им, наверное, труднее всего. Однако, изучив данные по безопасности производства, я убедился, что бояться нужно не первого дня, а последнего.

В 1980-е годы Бостонская гавань была самой грязной в Америке. Ныне это самый чистый из городских портов. Пожалуй, это наиболее замечательное экологическое преображение за многие годы истории США. Но обошлось оно дорого: растянулось на десять с лишним лет и стоило 4 миллиарда долларов и пять человеческих жизней. Все жертвы пришлись отнюдь не на первоначальный период работы. Четверо из пяти погибли под самый их конец.

В книге я сосредоточился на судьбе небольшой команды промышленных ныряльщиков, снаряженной в дальний конец тоннеля — самый длинный в мире тоннель, протяженностью свыше 17 км, пробитый в материковой породе на глубине ста с лишним метров под водой и заканчивающийся тупиком. Этот туннель, идущий от Оленьего острова, стал основным очистным сооружением, построенным в рамках проекта. Ежедневно миллиард галлонов канализационной воды протекает по нему в океан исключительно под действием силы тяжести.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Но пока его строили, приходилось прокладывать в тоннеле электрические провода, рельсы и обустраивать вентиляцию, иначе строители не могли бы там находиться.

Под самый конец этого этапа работы лучшие умы, контролировавшие строительство, вступили в ожесточенный спор из-за перерасходов, и сработал опасный принцип корпоративной экономии. Руководство додумалсь убрать провода, рельсы и вентиляционную систему жизнеобеспечения, однако в конце тоннеля еще требовалось снять 55 затычек. И ради этого в конец черного, как ночь, лишенного кислорода тоннеля отправили команду дайверов.

Пять дайверов. Живыми вернулись трое. И тем до смерти оставалось не более 30 секунд.

Как могли руководители проекта, на протяжении десяти лет подтверждавшие свое благоразумие и опыт, под занавес принять столь катастрофическое решение и загубить человеческие жизни?

Они пали жертвой того же соблазна, что и домовладельцы, которые, не переставляя лестницу, норовили смахнуть еще одну охапку листьев — нормализация ударила им в голову. Сроки торопят, самоуверенность достигла пика — и способность оценивать риски помрачается.

Читайте по теме: