10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

10 советов по созданию здоровой
корпоративной культуры

Корпоративная культура — это каркас вашей бизнес-модели.

Автор: Джулио Д'Эрме

10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры

читайте также

Цена отзыва: почему компаниям не всегда помогают платные отклики

Кейтлин Вулли,  Марисса Шариф

Встреча бизнес-клуба «Harvard Business Review — Россия» 07.07.2011

Великие предприниматели прошлого: Федор Чижов

Мария Макарушкина

Клейтон Кристенсен о Питере Друкере

Джулия Кирби

Корпоративная этика компании определяет образ всех ее действий и отражает суть бренда. Начинающим предпринимателям стоит прежде всего задуматься о том, каким именно они хотят видеть свой бизнес, и уделить особое внимание формированию здоровой корпоративной культуры. Этот процесс необходимо начать как можно раньше. Его нельзя пускать на самотек, поскольку с течением времени становится все труднее и труднее внедрять какие-либо новшества и изменения. 10 советов помогут создать положительную корпоративную этику, способствующую эффективному развитию бизнеса:

1. Подходите к созданию организационной культуры как к дизайнерской задаче, как будто это продукт

Успешные компании формируют корпоративную культуру по аналогии с разработкой продукта или построением бренда, тщательно продумывая общую концепцию и детали. В то время как небрежное отношение руководства к феномену корпоративной культуры способно сделать бизнес неконкурентоспособным. Таким образом, каждый в праве самостоятельно выбрать облик фирмы и характер производственных отношений, определив место корпоративной культуры в построении компании.

2. Выберите руководителя проекта

Владельцам и основателям предприятия следует вдохновлять и поощрять сотрудников, однако управление командой лучше доверить формальному или неформальному лидеру коллектива, дав ему свободу действий. Нередко сотрудники испытывают стеснение в общении с топ-менеджером и не могут дать искренний комментарий или открыто выразить свое мнение. До руководителя фирмы может не доходить важная информация о реальной ситуации в команде — это чревато непредвиденными внутренними проблемами.

3. Подключите коллектив к формированию корпоративной культуры

Корпоративную культуру нельзя внедрять «сверху». Пусть ваши сотрудники и соучредители также примут участие в формировании окончательного внутреннего образа компании и помогут понять, какая модель корпоративной культуры наиболее эффективна в рамках вашей бизнес-модели.

4. Не останавливайтесь на достигнутом

Вас не должен останавливать тот факт, что в организации уже установилась определенная культура взаимоотношений. Продолжайте неустанно думать о том, как совершенствовать ее бизнес-модель. Вас могут вдохновить примеры компаний, которые отлично справляются с этой задачей — например, Zappos, Facebook или Google.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

5. Создайте и поддерживайте традиции

Коллектив формируют и объединяют общие традиции и «ритуалы». Они в 1000 раз эффективнее, чем любая презентация, составленная в PowerPoint. Яркий пример — песня сотрудников в американском ритейлере Wal-Mart. Адаптировав этот опыт для российского рынка, можно создать традицию встречаться и вне работы. На любом этапе развития бизнеса подкрепляйте организационную общность коллектива командными тренингами и корпоративными мероприятиями.

6. Работайте с единомышленниками

При отборе персонала по итогам собеседования выбирайте кандидатов, чьи личностные характеристики и настрой соответствуют вашему видению корпоративных отношений. Эти параметры так же важны при найме нового сотрудника, как и его рабочие навыки. Принимайте решение в пользу соискателей, которые готовы разделять и поддерживать духовные ценности организации, и без колебаний прощайтесь с теми, кто не вписывается в вашу корпоративную культуру.

7. Руководство компании должно быть примером для коллектива

Основными носителями корпоративной культуры являются ее менеджеры-управленцы. Поэтому на руководящие позиции нужно назначать людей, приближенных к образу идеального сотрудника организации. Их поступки должны соответствовать корпоративной культуре, которую вы стремитесь создать.

8. Корпоративная культура должна отражаться в каждой детали

Она проявляется не только в производственных отношениях, а во всем, что связано с вашим бизнесом: в структуре компании, в дизайне офисов и магазинов, даже в технике распространения промоматериалов. Старайтесь быть предельно внимательными на всех уровнях организации фирмы.

9. Организационная культура как неотъемлемая часть общения

Корпоративная культура — это каркас вашей бизнес-модели. Все сотрудники фирмы и другие люди, привлеченные к рабочему процессу, должны быть носителями ценностей организации: через кадровый отдел донесите эту идею до всей команды и привлеките отдел маркетинга, чтобы подготовить материалы для обучения и тренингов. Внутренний маркетинг не менее важен, чем внешний (также как и продвижение корпоративных ценностей внутри организации). Не забывайте поощрять тех членов коллектива, которые помогают укреплять организационную культуру, и обучайте остальных на специальных тренингах.

Читайте материал по теме: 6 правил создания и сохранения корпоративной культуры

10. Смоделируйте собственный KPI и систему мониторинга

Разработайте ключевой показатель эффективности (KPI) и отслеживайте динамику преобразований корпоративной культуры. Я рекомендую делать это с помощью метода 360 градусов или разговоров в формате тет-а-тет со специалистами всех уровней.

«Текущая ситуация» в бизнес-среде быстро меняется, поэтому корпоративные ценности должны адаптироваться к различным периодам в жизни предприятия. Например, на первых этапах становления бизнеса эффективен неформальный метод внутренней коммуникации, однако в условиях расширения фирмы более жесткий, регламентированный подход становится более действенным.

* деятельность на территории РФ запрещена