читайте также
Первоочередное правило карьериста — создай благоприятные условия для своего главного «стейкхолдера», то есть непосредственного начальника, добейся понимания с ним по всем основным вопросам профессиональной деятельности. Если сможешь — и личной эмпатии, идеально, если она будет взаимной. Категории «нравится — не нравится» малоприменимы во взрослой корпоративной жизни, да никто и не заставляет никому нравиться, но понимать друг друга мы все должны, желательно с полуслова, хотя это объективно труднодостижимо в силу наших различий.
Я помню, на заре своей юности, только начиная обучаться правилам вождения на автомобиле, я спрашивал своего инструктора, что же самое важное в вождении для обеспечения безопасности, и ответ его помню до сих пор: «Самое главное, чтобы участники движения понимали, что ты собираешься делать в следующий момент». То есть твоя предсказуемость — залог безопасного движения. Она же, как ни странно, является и залогом успешного карьерного роста в корпорации.
Двигаясь вместе со всеми остальными участниками процесса к заветной карьерной цели, мы по сути своей мало чем отличаемся от участников дорожного движения: их много, цели могут быть самые разные, у кого-то даже совпадающие, но безопасность и успех, помимо прочих факторов, конечно, сильно зависят от предсказуемости, и особенно важен этот фактор для вашего непосредственного начальника.
Кажется, что это очевидные вещи, но по какой-то необъяснимой причине многие считают возможным отказывать своему прямому или не очень начальнику, особенно руководящему из-за рубежа, дистанционно, от права постоянно быть в курсе их ежедневной работы. Такой руководитель искренне хочет (для вашей и собственной безопасности) понимать, «что ты собираешься делать в следующий момент» движения. Не дожидайтесь, когда начальника самого вдруг прорвет на микроменеджмент: информируйте его или ее о своих движениях и намерениях: это нормально, это ожидается!
Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм
Длительное отсутствие коммуникаций, контактов с начальником чревато возникновением недоверия, и нечему радоваться, если ваш босс сильно занят и совсем о вас позабыл, а такое бывает. Конечно, почувствовать свою автономию и некоторую независимость очень даже хочется, отсутствие опеки радует, но, поверьте, ничего хорошего из такой модели раздельного существования не выйдет. И что там зреет в голове вашего руководителя в долгие недели, которые вы с ним не общаетесь, — бог его знает, возможны и сюрпризы, и, скорее всего, не самые приятные. Мой вам совет — берите быка за рога и не упускайте момента, общайтесь со своим начальником всеми доступными средствами: очно — заочно, лично — по телефону или еще как-то.
Но есть и обратная сторона этой медали: нельзя переходить тонкую границу уместности и адекватности! Нельзя звонить с малозначащими и тривиальными вопросами, особенно с теми, которые вы сами должны были решить, подготовить, согласовать, но по какой-то причине этого не сделали и предлагаете своему боссу взять их на себя. Это попросту нельзя... Да мало ли чего нельзя! Все это — вопросы вашей адекватности как личности.
Оказываясь в лифте один на один с крупным начальником, лучше затеять невинный разговор о погоде, в конце концов, но не спрашивать его: «Как у нас дела?». Я был свидетелем подобного вопроса, обращенного к президенту крупной компании юным инженером. И это было началом конца его карьеры. Исторический факт: некоторые карьеры рушились именно из-за неуместных вопросов в лифте! Близость не означает доступность и отмену ограничений. Близость означает лишь хорошую возможность доказать свою адекватность и продемонстрировать интеллект. Если есть хоть малейшие опасения в том, что это получится, лучше вовсе не входить в этот злосчастный лифт.
Читайте материал по теме: Карьерный выбор
Пресловутый принцип «открытых дверей» в крупных американских корпорациях определяет лишь правило высокой степени доступности, отсутствия иерархических барьеров, но не отсутствие барьеров целесообразности, разумности, уместности и пр. И тот факт, что вы можете к основателю компании и ее бессменному лидеру, президенту, обратиться по имени просто «Майкл», «Джон», «Стив», означает лишь то, что в англо-американской культуре обращений нет отчества. И в корпоративной культуре обращение по имени независимо от возраста и положения, в отличие от России, является нормой.
Дистанция к руководителю от этого не уменьшается ни на миллиметр, и если вы этого не поймете вовремя, то есть опасность прослыть «хорошим, но странным малым», с соотвествующими выводами о возможности карьерных перемещений. Ну, действительно, кому нужны странные сотрудники, ведь любая странность — это и некоторая непредсказуемость, правда? В свое время я выработал свою формулу «управления своим начальником», и первым элементом этой формулы — CTPL по-английски — стояла именно «С», «close», то есть будь близко, не прекращай связи надолго, давай ощущение, что ты всегда рядом и все твои действия понятны, безопасны, предсказуемы (это следующие элементы, выраженные буквами «Т» (transparent) и «P» — predictable. Никакой магии, никаких тайных шифров, все предельно просто — и вместе с тем требует постоянной работы, напряжения, поддержания формы. «Делай то, что ты обещал сделать, и не делай того, что делать ты не обещал» или что-то в этом роде — расхожая формула в корпоративной дисциплине, и она является логическим продолжением всех наших разговоров о предсказуемости.
Последняя буква «L» (loyalty) предполагает, что ваше поведение подчеркивает и ваше положение в иерархии и уважение к кодексам организации, и уважение и лояльность руководству, исключающие проявления «диссидентства», особенно публичные. На практике, впрочем, в крупных корпорациях это вовсе не принято. Я по крайней мере не сталкивался с публичным проявлением несогласия с мнением руководства за свои 23 года работы в американских фирмах. А критиковать руководство можно, это совершенно в этой конструкции не возбранятеся, но опять-таки с соблюдением принятых инструментов и тона, а это опять вопрос к адекватности.
Я, например, бывал и очень критичен к начальнику во время так называемых «Опросов в 360 градусов», а иногда и в личных беседах, никаких репрессий в корпорациях, дорожащих своим авторитетом, как правило, не бывает, хотя, наверное, «неформалы» встречаются и в этом пространстве: в семье не без урода, как говорится.
Читайте по теме: