читайте также
В детстве Джон Керри часто переезжал, в молодости служил в ВМФ, воевал во Вьетнаме, но затем вернулся в родной Массачусетс и посвятил жизнь служению обществу. Начав с антивоенной кампании, он затем стал первым заместителем окружного прокурора, вице-губернатором и сенатором: на этом посту он проработал 28 лет. В 2004 году именно ему чуть не проиграл на президентских выборах Джордж Буш-мл. С 2013 по 2017 год Джон Керри занимал пост Государственного секретаря США.
HBR: Что должен делать лидер — будь то офицер ВМФ или Госсекретарь — в первый день на новой должности?
Керри: Слушать. Но прийти на новую работу он обязан с заранее определенными стандартами и целями. Очень важно, чтобы люди видели: ты знаешь, куда идешь. Чтобы уважали тебя за это. Многим лидерам это не удается. Если люди не верят в вашу общую миссию или в то, как она будет реализована, дело плохо. Так происходит и в армии, и в политике, и в бизнесе.
Вы сколотили немало команд и в ходе предвыборных кампаний, и на госслужбе. Как вы подбираете людей?
Я ищу тех, кто умнее меня, и в шутку заявляю, что найти таких нетрудно. Я ищу тех, кто не станет говорить то, что, им кажется, я хочу услышать, а будет противоречить мне, предлагать собственные идеи, продуманные подходы к серьезным задачам. Я полагаюсь на собственное мнение, но мне полезно знать и другие точки зрения, чтобы посмотреть на ситуацию под разными углами и только тогда принять решение. А когда решение принято, мне нужны люди, готовые впрячься и провести его в жизнь.
Раньше, чтобы лоббировать важнейшие законопроекты, политики объединялись, забывая о межпартийных распрях. Как вернуться к этому сегодня?
Люди, находящиеся у власти, должны решить, что это необходимо. Они должны проявить смелость и заявить: «Я не хочу вовлекаться в эту партийную междоусобицу. Я буду делать то, что нужно стране». Американский народ выбирает представителей, рассчитывая, что те будут исполнять свой долг. Но если у них год за годом сложности с бюджетом, если они отказываются решать явные проблемы — например, иммиграционную, — просто потому, что стремятся к собственным политическим целям, тогда они сами представляют собой проблему.
Будучи сенатором, как вы вели себя с людьми, как работали, чтобы добиться влияния?
Если вы сможете продемонстрировать, что не просто требуете от окружающих подвига, а что вам небезразличны люди и их будущее, что вы изо всех сил стараетесь переломить ситуацию в их пользу — перед вами откроются все двери.
Вы пережили ряд серьезных политических неудач. Что помогало вам восстановиться и снова двинуться вперед?
Просто оцениваешь варианты дальнейших действий: плакать в подушку, уйти с поля боя, бросить все — и понимаешь, что это бред. Я не давал себя запугать. И не собирался сдаваться. Проблемы, с которыми я боролся, никуда не делись. Так что я принимал решение: надо работать дальше.