Вертикальное развитие лидера — мода или необходимость? | Большие Идеи

・ Лидеры

Вертикальное развитие лидера — мода
или необходимость?

Повышение уровня лидерской зрелости помогает руководителям эффективно справляться со сложностями, неопределенностью и трансформациями в современном мире. Профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Марина Починок — о том, зачем компаниям задумываться о вертикальном развитии лидеров.

Автор: Марина Починок

Вертикальное развитие лидера — мода или необходимость?
Фото: Radison

читайте также

Исследуем причинно-следственные связи как аналитики

Томас Редман

Экономика платформ

Карим Лакхани,  Марко Янсити

Один партнер хорошо, а два лучше: о выгодах сотрудничества

Гарднер Хейди

Клиентский опыт в эпоху ИИ

Дэвид Эдельман ,  Марк Эйбрахам

Представьте себе руководителя: умен, образован, за плечами MBA, несколько программ развития в лучших бизнес-школах, уверенно управляет подразделением крупной компании. Но однажды все, что раньше работало, перестает работать, KPI не вдохновляют, команда рассыпается. Все ярче пульсируют вопросы: «Что дальше? Куда я иду? Кто я вообще?» Такие моменты мы часто называем «кризисом смысла», «выгоранием» или «точкой развилки». На самом деле это симптом, что реальность изменилась быстрее, чем способ ее осмысления.

«Правильные» ответы перестают иметь значение, потому что сами вопросы изменились. Нужен новый уровень восприятия, новая оптика. Это и есть точка входа в вертикальное развитие.

Теория вертикального развития берет свое начало в исследованиях, посвященных стадиям взросления человеческого сознания. В конце 70-х Джейн Левинджер, профессор психологии Вашингтонского университета, представила модель развития эго, основанную на десятилетиях исследований. Она разработала Sentence Completion Test — валидный инструмент для диагностики стадии смыслового развития, прошедший проверку на тысячах респондентов.

Роберт Киган, профессор Гарвардской школы образования, развил эту модель в свою концепцию «субъект-объектных переходов». Его лаборатория провела масштабные лонгитюдные исследования взрослых людей — в частности, в Гарвардском проекте взросления, где фиксировались изменения в восприятии, мышлении и поведении людей на протяжении многих лет. Киган впервые показал, что не только дети, но и взрослые проходят воспроизводимые стадии когнитивного и эмоционального развития. А его ученица Сюзанна Кук-Гройтер разработала методику Maturity Assessment Profile (MAP), использующую глубокий смысловой анализ письменных высказываний. Ее диссертация 1999 года доказывала, что стадии развития эго можно надежно измерять через язык. Она обобщила более 10 000 протоколов MAP по представителям разных культур, профессий и возрастов.