Почему понятие «штаб-квартира» устарело | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему понятие
«штаб-квартира» устарело

Давно пришло время пересмотреть модель управления, основанную на концентрации топ-менеджмента в каком-то одном определенном месте.

Автор: Рагху Кришнамурти

Почему понятие «штаб-квартира» устарело

читайте также

«Пути назад нет»: какой будет повестка для бизнеса и общества в 2022 году

Эндрю Уинстон

История: реальная или вымышленная?

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов

Фрэнсис Форд Коппола: «Если вы нашли слово, то подумайте: о чем оно говорит?»

Элисон Биард

Почему кадровым данным нельзя доверять

Маркус Бакингем

Штаб-квартирой организации считается, как правило, место нахождения ее топ-менеджмента. Верхний этаж небоскреба, отданного под головной офис, обычно зарезервирован для высшего руководства организации, включая гендиректора и его или ее помощников. Именно здесь принимаются и доводятся до сведения всего коллектива решения, распределяются денежные потоки и определяются те специалисты, кто достоин повышения. Следующее управленческое звено — это руководители, работающие в разных странах или в офисах второго эшелона, которые зачастую вынуждены обращаться в этот властный центр за подтверждением, а порой и получать выговор. Давно пришло время пересмотреть модель управления, основанную на концентрации топ-менеджмента в каком-то одном определенном месте.

Изменения сегодня происходят с ошеломляющей скоростью: они требуют интенсивных информационных потоков, быстрых решений и незамедлительной реакции на любые непредвиденные обстоятельства. Применение современных технологий в бизнесе позволяет эффективно использовать время, уменьшить расходы и сократить любые расстояния. Принимая во внимание все эти изменения, организациям необходимо проявлять гибкость, быстро адаптироваться, действовать просто и эффективно. Проведение классических корпоративных ритуалов вроде утверждения бюджета и стратегии развития бизнеса, которые некогда играли важную роль в деятельности ключевых руководителей компании, уже в прошлом. В мире повышенных скоростей с множеством разных нестандартных ситуаций, требующих опять-таки нестандартных решений, строгая вертикаль управления с ее ежегодными ритуалами и «партсобраниями» ведет к изоляции, неповоротливости и волоките. Топ-менеджмент должен работать в режиме реального времени и его внимание должно быть сконцентрировано на ежедневных разработках в соответствующей области.

Компания XXI века должна пересмотреть свое представление о функциях высшего руководства и его местонахождении. Топ-менеджмент должен находится там, где это действительно нужно: там, где клиенты, где необходимо принимать оперативные решения. Присутствие в нужном месте в нужное время способствует лучшему осознанию большими боссами потребностей организации, оценке имеющихся ресурсов и неотложных задач, требующих разрешения, — так топ-менеджеры начинают активно действовать сами, не оставаясь, как обычно, в стороне в роли пассивных надзирателей и контролеров. Распределяя ключевых управленцев с учетом имеющихся у компании важнейших задач, организация может перейти на новый уровень в соответствии с современными вызовами. Такие перемены позволят фирме адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сделают ее более гибкой.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

В GE мы переосмыслили подход к управлению с тем, чтобы лучше соответствовать потребностям рынка, участником которого мы являемся или той его ниши, которую мы планируем освоить. Например, подразделение GE, занимающееся нефтью и газом, раньше размещалось в Италии, а именно во Флоренции, но за последние несколько лет мы переместили несколько человек, занимающих руководящие посты в нашем бизнесе, в такие города, как Хьюстон, Лондон и Абердин, чтобы воспользоваться преимуществами этих мест, где сконцентрирована значительная доля потребителей наших услуг. Несколько лет назад по тем же причинам вице-президент GE, Джон Райс, отправился работать в Азию. Передислокация Джона позволила сконцентрировать внимание компании на развивающиеся в этом регионе рынке. И именно этот переезд оказался судьбоносным для всей корпорации, ведь именно он позволил компании расширить свою деятельность до 175 стран мира вместо 100, как это было ранее. Если бы не эти перемены, наращивание присутствия GE в мире было бы невозможным.

Основываясь на этой концепции, мы создали центры развития в тех регионах, где есть проверенные кадры, имеющие потенциал для будущего корпорации. К примеру, мы открыли центр GE по подготовке специалистов в области программного обеспечения в городе Сан-Рамон, штат Калифорния, понимая, что именно там есть кадровый потенциал для нашей организации, которая ставит своей текущей задачей развитие именно этого направления в бизнесе. В то же время, когда нашей фирме потребовались высококлассные специалисты в области аэродинамики, мы приехали в Германию и нашли их там, ведь именно в этой стране базируется один из наших исследовательских центров в этой области.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

В мире связей и постоянного взаимодействия основная движущая сила компании должна быть там, где находятся ее клиенты, и высшее руководство корпорации должно непременно быть частью этого процесса. Топ-менеджер должен постоянно находиться у штурвала, а не просто созерцать с высоты своей высокой должности на вверенный ему бизнес. Следовательно, местонахождение высшего руководства компании имеет важное значение, и именно локация того, кто принимает решения в организации, помогает ей достичь конкурентного преимущества на рынке.

Читайте по теме: