читайте также
Деловой Меккой Европы справедливо считают Лондон. Многие в России хотели бы, чтобы и Москва стала центром мирового бизнеса. Нет нужды объяснять, чем хороша глобализация: это и приток инвестиций, и рабочие места, и крепкие международные связи. Иностранный бизнес все благосклоннее к нашей столице — «виноват» развивающийся российский рынок. Возможно, в ближайшие пять лет Москва переживет самое крупное в своей истории нашествие европейских компаний. Это поможет ей войти в круг избранных городов. Главное — устранить слабые места.
Московские перспективы и точки роста продемонстрировал «Обзор европейских городов» 2007 года. Это рейтинг лучших для бизнеса мегаполисов Старого Света, который по заказу международного агентства недвижимости Cushman & Wakefield ежегодно составляет исследовательская компания TNS. Анализ проводят на основе телефонных интервью с топ-менеджерами пятисот ведущих европейских компаний. Учитываются двенадцать основных факторов, на которые обращает внимание бизнес, определяя направление экспансии. Отвечая на каждый вопрос, человек называет в порядке возрастания три самых привлекательных города. У каждого вопроса свой вес: в зависимости от важности фактора (в таблице на стр. 24 показано, как респонденты расположили эти факторы в 2007 году). Баллы суммируются, и все города сводятся в единый лист.
Победителем 2007 года стал Лондон. Москва заняла 31-е место из 33 возможных. Впрочем, обо всем по порядку. Сначала европейские менеджеры ответили на пару общих вопросов, определив самые известные бизнес-локации. Чаще всего называли Лондон (86%), затем Париж (81%) и Барселону (68%). Москве выпало 25-е место (31%). Это не так плохо: в прошлом году о российской столице вспомнило лишь 28% опрошенных. При этом шесть человек посчитали, что Москва стремится стать привлекательнее для бизнеса. Этих стараний хватило, чтобы занять 10-е место в списке городов, которые «работают над собой». Лучше всех это получается у Барселоны: за нее проголосовал 21 человек.
Затем респонденты оценили 33 города по двенадцати главным критериям. Самое главное достоинство города в глазах европейских менеджеров — наличие квалифицированных специалистов. В Москве, при пока весьма скромных результатах, все-таки ситуация изменяется: с 32-го места, присужденного ей в 2006 году, в нынешнем она перебралась на 21-е. Первым стал Лондон.
По легкости доступа к рынкам, потребителям и клиентам наша столица занимает 19-е место (22-е в 2006 году). Лидирует снова Лондон, за ним следуют Париж и Франкфурт.
Не остались незамеченными проблемы с дорогами. Москва стала 26-й по качеству междугородного и международного транспортного сообщения (27-е в 2006 году). А ведь это один из ключевых показателей. Первый опять Лондон.
С уровнем телекоммуникаций дела обстоят хуже. За год Москва потеряла три позиции и с 28-го спустилась на 31-е место. Первые три строки занимают Лондон, Париж и Франкфурт.
А вот с точки зрения затрат на персонал Москва кажется иностранцам привлекательной: у нас хоть и несчастливое, но вполне приличное 13-е место (правда, в прошлом году было 9-е). В Восточной Европе в этом году вообще самые приемлемые затраты на сотрудников: лидирует Бухарест, второе место у Варшавы.
Европейцы посчитали, что московские власти могли бы быть внимательнее к их компаниям: после 18-го места в рейтинге лояльности государства к бизнесу 2006 года наше нынешнее 27-е выглядит особенно жалко. А самые заботливые власти в Дублине.
Респондентам не понравились цены на коммерческую недвижимость в Москве: российскую столицу поставили на 27-е место (25-е в 2006 году). А на первом — Варшава.
Вызвало нарекания и само качество офисной недвижимости. В результате по этому показателю Москва занимает 31-е место (28-е в 2006 году). Лучшие офисы — в Берлине.
Русский язык считается одним из самых сложных. Видимо, поэтому Москва на 27-м месте в списке приемлемых с языковой точки зрения городов. Лидирует Лондон. Неудивительно: английский давно получил статус международного.
В рейтинге городов, по которым легче всего перемещаться, Москва с ее диким траффиком на 32-м месте (31-е в 2006 году). Первый опять Лондон. Стоит присмотреться к лондонским методам борьбы с пробками.
Большинство опрошенных считает, что качество жизни в Москве могло бы быть лучше. В соответствующем рейтинге наша столица на предпоследнем 32-м месте (31-е в 2006 году). Первая Барселона.
В списке экологически чистых городов Москва и вовсе оказалась последней — 33-е место. Москвичей этим, пожалуй, не удивить. Лучше всего дела с экологией обстоят в Стокгольме, что тоже не новость.
Кроме двенадцати ключевых при экспансии факторов европейские менеджеры отметили несколько вторичных. По такому фактору, как наличие хороших гостиниц, Москва не вошла даже в десятку. Первым стал Лондон, закрывает топ-10 Вена.
Самым интересным для нас стал рейтинг потенциальных объектов экспансии. На первом месте Москва: 63 из 500 компаний планируют открыть у нас свои представительства или торговые предприятия, наладить производство. Это внушительная цифра: за ближайших соперников, Прагу и Будапешт, проголосовали 45 и 44 человека. Европейские компании привлекает развивающийся рынок. Их стремление в ближайшее время обосноваться в Индии и Китае подтверждает это.
Несмотря на отпущенные Москве авансы, ей еще есть куда расти. Лондон стал лучшим в шести категориях, в том числе в четырех главных: здесь самые квалифицированные сотрудники, легкий доступ к рынкам, отличные телекоммуникации и транспортное сообщение. Европейским менеджерам это больше всего и нужно. А Москва в соответствующих рейтингах в хвосте — 21-м, 19-м, 31-м и 26-м местах. Радует, что три из них отражают изменения в лучшую сторону, хотя пока и слабые. Возможно, обратив особое внимание на точки роста, Москва станет привлекательнее для бизнеса. Про хорошие гостиницы тоже не стоит забывать.