Вечная молодость | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Вечная молодость

Автор: Ицхак Адизес

Вечная молодость

читайте также

Тина Тернер: «Сила моего задора смела с пути все признаки дискриминации»

Элисон Биард

Новая дорога наверх

Каппелли Питер,  Моника Хамори

Учимся различать культурные и национальные отличия

Энди Молински

Как узнать мнение общества

О’Коннелл Эндрю

Главная задача лидера — продлить насколько возможно расцвет компании и не допустить ее старения. Молодая организация «пышет здоровьем»: предпринимательский дух силен, коллектив сплочен, действия руководства точны и своевременны. В стареющей царят бюрократия, медлительность и разобщенность. Если ничего не изменить, компании грозит смерть.

Реальный возраст организации не зависит от прожитых лет и размера. Я знал молодые компании, которым было по сто лет, и дряхлые, которым едва минуло пять; растущие корпорации и умирающие маленькие фирмы. Правильно управляемая компания может пребывать в фазе расцвета бесконечно.

У старения множество симптомов. Два встречаются чаще других. Первый — смена приоритетов. В развивающейся организации бал правят отделы продаж и маркетинга, в стареющей — финансовые, юридические и кадровые. Вся власть в увядающей у руководства, а ответственность несут рядовые сотрудники. При принятии решений такую компанию может разбить паралич. Она теряет гибкость, а ее действия замедляются. Второй симптом — бюрократизация. В развивающейся компании разрешено все, что не запрещено, в стареющей — наоборот. В развивающейся повышение получают за заслуги, в стареющей — благодаря связям.

Организация становится бюрократизированной. Хотя эти признаки типичны, нормальными их не назовешь. Начни руководство бороться с ними еще в пору расцвета, увядания не было бы. Предотвратить старение реально — нужно лишь понять его причины. Их четыре:

• Неуместный стиль менеджмента. На стадии «юность» (Ицхак Адизес выделяет восемь стадий жизни компании, подробнее об этом можно прочитать в статье «Искусство изменяться», «HBR—Россия», № 9, 2006. — Прим. ред.) у руля встают административные управленцы, для которых важнее всего «закон и порядок». Такой стиль уместен, когда организацию надо взять под контроль, и, если «администраторы» хорошо выполняют работу, дела упорядочиваются и компания переходит в фазу расцвета. Но если они и дальше останутся у руля, развитие быстро остановится. «Администраторы» слишком консервативны, чтобы проводить реорганизации. Стиль лидерства, работающий на одной стадии, губителен для другой.

• Морально стареющее руководство. Чтобы определить истинный возраст управленцев, достаточно задать им вопрос: вас устраивает то, чего вы добились? Если они жаждут большего, все в порядке — в душе они молоды. Если удовлетворены, плохо дело — это признак моральной старости. Скоро они забросят изменения, а организация начнет хиреть.

• Усыпляющее лидерство. Доля компании во многом зависит от того, как ее руководство представляет свой рынок. Стать первым на рынке электрообогревателей проще, чем на рынке климатического оборудования. Уйдя в отрыв на узком рынке, менеджмент часто успокаивается. Тут-то и начинается старение.

• Немощная структура. Предпринимательский дух умирает в излишне централизованной компании. Он монополизирован руководством, а сверху потребности рынка видны плохо. Топ-менеджеры хотят делать все и за всех — в результате они нигде не преуспевают.

У каждой болезни — свое лечение. Если причина дряхления в моральной старости руководства, смените его — президентов нельзя перевоспитать. То же сделайте, если компанию тянет ко дну неуместный стиль менеджеров. А трудности с немощной структурой лечатся реорганизацией и децентрализацией. Если проблема в восприятии рынка, пересмотрите свои взгляды на него. Мы помогли одному производителю красок (он контролировал 34% рынка, конкурент — 17%), порекомендовав начать выпускать «эстетическое защитное покрытие для стен». Конкурентами компании тут же стали производители обоев, и ее доля упала до 3%. Это возродило дух предпринимательства, которого в организации давно уже не было.

Устранив причины старения, компания может находиться в фазе расцвета вечно — если будет регулярно проводить реорганизацию и ориентироваться на нужды клиентов.