Защитите стратегически важные расходы | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Защитите стратегически
важные расходы

Чтобы помочь компаниям защитить и укрепить программы стратегического значения, начальникам следует ввести особую категорию расходов. Ведь если специально не выделять и не защищать эти средства, менеджеры будут тратить их на другие — «неотложные» — нужды.

Авторы: Роберт Каплан , Дэвид Нортон

Защитите стратегически важные расходы

читайте также

Александр Аузан: «Сможет ли Россия выйти из ловушки?»

Анна Натитник

Как среднему бизнесу пережить 2021 год: пять задач для HR-директора

Дина Перро,  Робин Форман Поллак

«Шесть сигм» для ценообразования

Содхи Манмохан,  Содхи Навдип

Заразительная энергия

Дэниел Гоулман,  Ричард Бояцис,  Энни Макки

В тяжелой экономической ситуации руководители обычно начинают сокращать расходы, не относящиеся к разряду первостепенных, — это их первая инстинктивная реакция. Но действовать огульно опасно, ­особенно если не проводить различий между текущими операционными расходами и финансированием долгосрочных стратегических программ. Пока кризис не угрожает существованию компании, руководитель должен бросить все силы на то, чтобы держать ее в тонусе, а не менять стратегические планы и не отправлять их под нож.

Чтобы помочь компаниям защитить и укрепить программы стратегического значения, мы предлагаем дополнить уже существующие ­категории капитальных и операционных расходов новой — стратегические расходы. Мы выяснили, что если не выделять их отдельно и специально не защищать, то менеджеры начнут относить­ся к ним как к необязательным. Перед руководителями стоят серьезные неотложные проблемы — ну как не перенаправить на их решение деньги, выделенные на стратегические проекты, или хотя бы их часть? Стремление быстро получить финансовые результаты — вот причина, по которой большинству организаций трудно проводить в жизнь свою стратегию.

Нам довелось работать с двумя компаниями, которые оградили свои стратегические расходы от подобных посягательств. В Nordea, ведущем банке Северной Европы, утвердили процедуру планирования и финансирования стратегических проектов. После ежегодного собрания, на котором корректируются стратегия компании, принципы и этапы ее реализации, утверждаются показатели эффективности, руководство определяет, за счет каких стратегических проектов удастся достичь постав­ленных целей. На каждый проект назначают куратора из числа топ-менеджеров, а финансирование выделяют по отдельной бюджетной статье. Кураторы ежемесячно отчитываются о ходе своих проектов перед исполнительным комитетом.

Иначе действует компания — производитель офисной техники Ricoh. Здесь создали стратегический инвестиционный фонд, через кото­рый финансируются проекты, не предусмотренные ее операционным и капитальным бюджетами. Опираясь на трехлетний план развития, каждое подразделение составляет заявку на финансирование стратегических инициатив, включенных в его план развития. Гендиректор вместе с членами департамента стратегии и планирования изучает каждое предложение и распределяет средства стратегического инвестиционного фонда между самыми перспективными проектами, а позже на еже­квартальных собраниях анализирует их ход.

Во времена экономического спада компании пытаются избавиться от активов, приобретенных на волне недавнего роста. Но при попытках срезать «лишний жир» часто повреждаются жизненно важные органы. Введя новую категорию стратегических расходов, компании смогут наращивать мускулы, безопасно избавляясь от излишеств прошлого.