Хотите повысить мотивацию — проведите эксперимент | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите повысить мотивацию —
проведите эксперимент

Обдумывая новую практику или корпоративную политику или прикидывая, насколько результативна нынешняя, не полагайтесь на догадки: проведите эксперимент.

Автор: Франческа Джино

Хотите повысить мотивацию — проведите эксперимент

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Недавно в The New York Times вышла статья о бизнес-культуре Amazon. Эта статья привлекла внимание СМИ, бизнес-сообщества и спровоцировала оживленную дискуссию. Иные фанаты этой компании даже согласились с тем, что отношение к сотрудникам там жесткое и даже беспощадное. Другие — в том числе гендиректор корпорации Джеф Безос — в своем послании к коллективу фирмы высказывали по этому поводу сомнения.

Мне было интересно прочесть статью, особенно в свете недавних споров со студентами или друзьями, работавшими в Amazon. Но помимо вопроса о точном соответствии данного материала и реальности, у меня возник более общий вопрос: почему такие организации выбирают практики труда и менеджмента интуитивно и придерживаются их, не подвергая предварительной обкатке и тестированию? Даже стороннику научного менеджмента, основанного на данных, почему бы не провести несколько экспериментов — по случайной выборке, с контролем поведения — и не выяснить, какие практики и методики наилучшим образом способствуют продуктивности, удовлетворенности персонала и инновациям?

Ведь организации неплохо справляются с другими экспериментами. Автоконцерны производят концепт-кары, продуктовые компании экспериментируют с новыми видами начинок и приправ. Розничные торговцы так и эдак обустраивают витрины, меняют дизайн и атмосферу в магазинах. Фармацевтические корпорации никак не могут избежать серии строго соблюдаемых экспериментов, доказывающих надежность и пользу новых лекарств. И в Amazon с самого начала экспериментально проверялось многое — клиентский сервис, реклама на телевидении, способы бесплатной доставки, клубные карты и т. д.

Тем удивительнее, что компании так редко проверяют экспериментально новые трудовые и управленческие практики.

Беседуя с сотнями топ-менеджеров — моих студентов, исследуя десятки бизнес-кейсов по предприятиям из самых разных отраслей, я убедилась, что некоторые причины уклоняться от экспериментов все-таки имеются. Во-первых, компании не хотят, чтобы у сотрудников сложилось впечатление, будто на них ставят опыты или, хуже того, хотят кого-то сократить. Во-вторых, руководители боятся поступить несправедливо: ведь те, кто окажется в экспериментальной группе, получат шанс стать более продуктивными, предложить больше инноваций и в целом лучше работать, чем те, кто останется в «контрольной группе» (то есть в группе, где ничего не изменится).

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

В том числе из таких соображений контролируемые исследования проводятся только в рамках сотрудничества различных фирм с научными организациями. По моему личному опыту это происходит тогда, когда компания осознает глубокие проблемы — низкую продуктивность, недостаточную вовлеченность персонала или текучесть кадров. Но я убедилась, что строгие контролируемые эксперименты, позволяющие испытать разные подходы к делу, как правило, благотворны — и небольшие, и масштабные. Вот несколько примеров.

В общем исследовательском проекте с Адамом Грантом из Уортона мы попытались разобраться, как влияет на продуктивность персонала похвала. Мы убедились, что влияет больше всего, а что — меньше.

Мы провели эксперимент: разделили 41 фандрайзера из университета, занимавшегося сбором пожертвований от выпускников, на две группы: тех, кто получил благодарность, и тех, кто так ее и не дождался. В первую группу явился руководитель финансового отдела и сказал: «Огромное спасибо за ваш нелегкий труд. Мы очень ценим все, что вы делаете для нашего родного университета». Вторая группа ежедневно получала отзыв по своей работе, но никаких личных благодарностей. Результат в первой группе через неделю после начала эксперимента был таким: объем охваченных за день спонсоров повысился на 50%. Личная благодарность придала фандрайзерам столь необходимое чувство собственной значимости.

Читайте материал по теме: Главное — ввязаться в драку. Интервью с Джеффом Безосом

В другом полевом эксперименте Пол Грин из Гарвардской школы бизнеса, Брэдли Стаатс из Университета Северной Каролины и я проверяли, как на корреляцию продуктивности с благодарностью влияет статус того, кто произносит доброе слово о вашей работе. Мы случайным образом отобрали 180 команд сборщиков помидоров из крупного сельхозпредприятия, работавших в полях Центральной Калифорнии, и разделили их на три группы: контрольную, получающую благодарность изнутри и получающую благодарность извне.

Второй и третьей группе продемонстрировали короткий видеофильм, в котором либо человек изнутри компании (такой же сборщик урожая), либо извне (клиент) рассказывал, как много пользы приносит их нелегкий труд, и благодарил этих людей за их работу. Затем на протяжении всего сезона мы отслеживали ежедневную продуктивность (в тоннах за смену) и сравнивали с показателями до просмотра этого фильма и после.

Мы не отметили существенного прироста продуктивности у тех, кого благодарили извне, однако команды, получившие внутреннее поощрение, в среднем дали на 7% больше, чем контрольная группа. Эти сотрудники ясно представляли себе лица тех, кто зависел от их усилий, и это вдохновляло их труд.

Топ-менеджеры могли бы также проверять, как влияют на продуктивность персонала условия труда или общая корпоративная политика.

Читайте материал по теме: Для Amazon главное — поток денежных средств, а не чистая прибыль

Ник Блум из Стэнфорда и его коллеги провели эксперимент в случайной выборке работников китайской компании CTrip (их более 16 000 человек). Части сотрудников, выразивших желание работать на дому, предложили трудиться в офисе, остальным — дома и на протяжении девяти месяцев наблюдали за их работой.

Итог: работавшие на дому показали 13% прирост результативности, большую удовлетворенность работой и меньшую текучесть. Увольнений среди работавших из дома оказалось даже на 50% меньше, чем в контрольной группе. По оценкам самой CTrip, организация экономит около $2000 на каждом таком сотруднике.

Когда в ходе эксперимента и остальным работникам позволили трудиться из дома, их производительность подскочила на 22%.

Контрольные эксперименты в случайных выборках по трудовым практикам и практикам менеджмента не всегда возможны (а где возможны, рекомендуется пятиступенчатый подход). Но этот метод доказал свою продуктивность во многих контекстах, от медицинских исследований до сферы политики и образования. Так, если родители школьников получают персональные SMS, когда дети не сдают домашнюю работу, процент выполнения домашних заданий повышается на 25% по сравнению с теми детьми, чьи родители не получают таких сообщений, а готовность родителей общаться с учителями возрастает вдвое.

Подобных результатов можно добиться, если применить ту же логику к работе белых или синих воротничков. Этот подход поможет менеджерам быстрее выявлять лучшие практики и делать это с минимальными расходами для своих фирм. Кроме того, это поможет им сосредоточиться на тех методах, которые повышают не только продуктивность и инновации, но и удовлетворенность работой, то есть максимально благоприятны и для компании, и для всех сотрудников.

Так что в следующий раз, обдумывая новую практику или корпоративную политику или прикидывая, насколько результативна нынешняя, не полагайтесь на догадки: проведите эксперимент.

Читайте по теме: