читайте также
Изречение «Честность — лучшая политика» знакомо всем. Но многим руководителям не хватает духу на честную критику: они либо прячутся за формальными инструкциями, либо разбавляют конкретные замечания большим количеством общих фраз. Сотрудники же, со своей стороны, когда составляют отчеты, стараются выставить себя в наилучшем свете, а босса не решаются конструктивно критиковать, даже когда от них этого напрямую требуют. Откровенный диалог между начальником и подчиненными тем самым исключается, и это не только затрудняет работу организации, но и негативно влияет на персональное развитие сотрудников.
Самое странное: все понимают, что обсуждение работы и ее результатов должно быть более открытым. О необходимости честной и точной оценки написаны сотни статьей, любые курсы менеджмента включают в себя в том или ином виде лекции и семинары по «отважным» (корпоративный термин, используемый вместо слова «откровенный») разговорам. В некоторых компаниях, например в GE и Ford при Алане Малалли, откровенность возводят в принцип.
Исследования также показали, что честная критика способствует большей вовлеченности сотрудников и что наиболее эффективно управляют своей командой те руководители, которые не просто готовы выслушивать критику подчиненных, но активно на нее напрашиваются. И все же из критики чаще шьют «новое платье короля» — все притворяются, будто что-то видят там, где ничего нет.
Дело в том, что откровенный разговор смущает обе стороны и у обеих вызывает напряженность и тревогу. Начальник, к примеру, боится излишней откровенностью обидеть подчиненного и нанести вред общей работе. Один топ-менеджер признавался мне: «Если я выскажу ей все, как есть, она растеряется и не сможет выполнять свои обязанности». Другая причина: начальник хочет сохранить хорошие отношения с подчиненными, особенно если они работают бок о бок. Так и получается, что все смягчают удар, боясь нарушить правила игры.
Подчиненные, со своей стороны, выслушивая замечания, пугаются негативных последствий критики для своей карьеры и заработка, поэтому впадают в тревогу или уходят в глухую оборону, а в таких условиях честный разговор не построишь. Когда руководитель интересуется мнением сотрудников, те предпочитают говорить ему только приятное, покупая такой ценой его милости или предлагая взаимовыгодное соглашение: «Я хвалю тебя, а ты меня».
Напряжение, тревога, неосознаваемые страхи и порождают такой неестественный, формальный, даже ритуальный и совершенно непродуктивный диалог по результатам работы. Эта схема ведения разговора мало что дает организации в целом или участвующим в обряде руководителям и сотрудникам.
К сожалению, ее очень трудно переломить именно потому, что в ней задействованы столь мощные психологические силы. Мало кто станет спорить со знаменитой репликой Джека Николсона в фильме «Несколько хороших парней»: «Правда нам не по нутру». И все же кое-что можно исправить. Прежде всего, нужно осознать огромную пользу честной критики и попробовать три способа подступиться к ней.
- Признайте и обсудите психологические сложности откровенной критики. Начните — в роли начальника или подчиненного — разговор о проблеме, о лежащих в ее основе психологических факторах, о том, как решать эту проблему. Вы можете воспользоваться этим постом или аналогичными материалами, чтобы завести разговор. Чем яснее вы поймете динамику, тем скорее вам удастся решить проблему.
- Отделите критику от вопросов, связанных с зарплатой и продвижением по службе. Разумнее всего было бы обсуждать эти вопросы в разное время, даже если по процедуре полагается все сразу. Тогда в разговоре вы могли бы сосредоточиться на том, как лучше выполнять ключевые задачи и осуществлять проекты, и вся беседа выйдет «деловой», а не личной. Эмоциональная составляющая уходит из разговора, и вы можете высказаться более откровенно.
- Любой навык нужно оттачивать. Не ждите, пока наступит пора заполнять бланки и в состоянии жестокого нервного напряжения проводить разбор достижений и промахов сотрудника. Вовлекайте команду и вышестоящее начальство уже сейчас в короткие, но регулярные обсуждения: как у нас идут дела, как они должны идти. Чем чаще происходят такие разговоры, тем естественнее и привычнее они становятся.
Откровенная критика никому легко не дается. Освойте этот навык, и вы сможете принести немалую пользу и себе, и своей компании.
Читайте по теме: