3 принципа повышения креативности | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 принципа
повышения креативности

Мало овладеть всеми элементами системы — нужно оригинально их скомбинировать.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

3 принципа повышения креативности

читайте также

22 декабря 2015 г. компания IBM, при поддержке HBR — Россия, провела бизнес-ужин для делового сообщества.

Получите товар бесплатно, если 1 апреля пойдет снег

Каковы перспективы развивающихся рынков

Анил Гупта

Почему Twitter нуждается в Индии

Майзек Пискорски

Конечно, мы все переживаем подъемы и спады, но и изначальный уровень творческой активности у каждого свой. Мы вправе предположить, что Джон Колтрейн круче Джастина Бибера, а Леонардо да Винчи куда креативнее Джорджа Буша. И в мире бизнеса мало кто надеется достигнуть высот Стива Джобса, Джеффа Безоса, Ричарда Брэнсона или создать компании, подобные тем, какие создали они.

Но возможно ли пробудить в человеке креативность?

С одной стороны, изменить природные данные трудно. Уровень креативности зависит от личных качеств, таких как любознательность, открытость новому опыту, готовность прокладывать непривычные пути, а они формируются к началу взрослой поры жизни. У креативных людей отмечается также более высокий IQ и сниженное латентное сдерживание, то есть они не способны подавлять не относящиеся к делу или неуместные мысли, и эти мысли превращаются в сырье для творческих идей.

Недавние исследования показали, что ключевые элементы креативности зависят еще и от сферы деятельности: в искусстве не так важен IQ, как стремление к красоте, фантазия, живое воображение; ученому полезнее всего умение думать и рассуждать и стремление к истине; бизнесмен полагается на эмоциональный интеллект и экстравертность, потому что инновации в значительной степени зависят от вашей способности продать кому-то свою идею.

Итак, креативность можно изменить лишь в некоторых пределах, заданных особенностями психотипа личности, и все же ее можно укрепить правильными мерами, особенно если действовать терпеливо на протяжении долгого времени. Генетические исследования показали, что творческий потенциал лишь на 10% определяется наследственностью, так что есть где развернуться.

Вот основные факторы, которые следует учитывать коучу для повышения креативности.

Побольше критики. Большинство людей не столь креативны, как им кажется, а потому коучинг начинается с критики, особенно если ваш подопечный склонен к нарциссизму — он или она раздувает самооценку и представление о собственных силах до нереалистических размеров. Критика помогает личности преодолеть разрыв между самоуверенностью и реальной компетентностью. Сотрудники, готовые выслушать критику, показывают лучшие результаты, чем их коллеги. И напротив, человек, глухой к критике, креативен только в собственном воображении.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Тренинг креативного мышления. Существуют упражнения, активизирующие креативное мышление. Например, человека можно научить замечать новые идеи, обсуждать сложные задачи, искать знания за пределами привычного опыта, сочетать несочетаемое. «Инкубаторы» столь успешны именно потому, что сочетают многие из перечисленных приемов (вырывают человека из привычной среды, переключают его на новые задачи, заставляют посмотреть на дело с другой стороны и т. д.). Даже небольшие отклонения в повседневной рутине могут положительно сказаться на креативности — например, если менять маршрут по дороге на работу или найти себе новое хобби.

Медитация и релаксация также повышают уровень творческой деятельности, отчасти потому, что создают благоприятный настрой. Обзор почти 600 исследований показывает, что медитация, в том числе осознанность, улучшает креативность столь же эффективно, как психотерапевтические методы, общее самочувствие, то есть улучшаются не только релаксация и общее настроение. Управленцы могут повысить креативность, приучая к медитации и релаксации не только подчиненных, но и самих себя: чем более осознанно и спокойно они будут руководить, тем более научатся ценить и вознаграждать креативные идеи.

Нужно давать людям желанные задания. Самый эффективный метод повышения креативности — это прямое повышение мотивации, в особенности внутренней, то есть уровня вовлеченности, интереса и удовольствия от работы. С тех пор как эту идею впервые сформулировала Тереза Амабиле, метааналитические исследования подтвердили то, что интуитивно было и так понятно: когда человек получает желанный проект, его творческий потенциал раскрывается полностью. И напротив, внешние стимулы, такие как финансовое поощрение, сковывают потенциал того или иного сотрудника. Говоря словами Карла Юнга, «креативный ум играет с тем, что он любит».

Помогите членам команды развивать и накапливать свой опыт. В любом деле креативность — производная не только от потенциала, навыков мышления и мотивации, но и от опыта. Большинство людей склонно верить, что знания мешают креативности — мол, чем больше читаешь и запоминаешь, тем меньше спонтанной свободы. С одной стороны, полностью оригинальных идей уже и не выдумаешь (как говорил Эйнштейн, «секрет креативности в том, чтобы замаскировать источник»), а с другой стороны, без опыта или соответствующих заданию навыков ничего замечательного не создашь. Кто не умеет играть на пианино, не сможет и импровизировать; кто не владеет в совершенстве родным языком, не сможет рассказать смешной анекдот или весело пошутить; а кто не умеет пользоваться языками программирования, не напишет модное приложение. Итак, богатый опыт, особенно в той сфере, которая привлекает ваших сотрудников, повышает их шансы проявить свою креативность.

Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!

Разумеется, только опыта для нее недостаточно. Мало овладеть всеми элементами системы — нужно оригинально их скомбинировать. Пикассо однажды сказал: «Освойте правила на уровне профессионала и нарушайте их, как подобает художнику».

Наконец, не стоит забывать о командной креативности — она важнее индивидуальной. Привычные нам представления о творчестве как об уделе суперзвезд давно опровергнуты реальными инновационными процессами: ныне креативность — это общекомандное усилие, которое возникает в результате скоординированной групповой деятельности, причем каждый член группы должен отрешиться от эгоистических желаний и работать в команде. Вот почему основной фактор такой креативности — это хороший лидер.

Вот три основных принципа, следуя которым руководители могут повысить креативность своей команды:

  • Уравновешивайте сходства и различия. Члены эффективной команды разделяют общие ценности (сходство мотиваций), но отличаются стилем работы (личностями, навыками, опытом).
  • Избегайте перебора с «креативщиками». Каждой команде нужны генераторы идей, но они воплотятся лишь в том случае, если в команде найдутся люди, готовые внедрять эти идеи, мыслить практически, тщательно выверять детали и таким образом превращать их в реальные инновации. Не надо думать, будто менее креативные сотрудники не вносят свою лепту в общую творческую работу коллектива.
  • Не бойтесь поражений. Банальность, но правда. Слишком много менеджеров и компаний пытаются жить креативно, однако не понимают цены, которую им придется за это платить. Они хотят, чтобы сотрудники добивались «меньшего большим», и поддерживают любые предложения, лишь бы они «точно сработали». Но тот, кто боится поражений, отнюдь не поощряет в своей команде креативность.

Фото выше Эндрю Нгуена

Читайте по теме: