читайте также
Компания Nokia, которая сейчас специализируется на телекоммуникационных сетях, достигла небывалого мастерства в корпоративных изменениях. Основанная в 1865 году как завод по производству бумаги, она стала акционерным обществом в 1868 году. За несколько последующих десятилетей Nokia разрасталась в разных, поражающих воображение направлениях.
Компания часто запускала новые виды продукции — во многом благодаря поглощениям. Так в один момент своей истории она производила резиновые калоши, шины, телефонные и электрические провода и даже продукцию для дома — например, туалетную бумагу (я видела ее собственными глазами). Но пережить свой первый кризис Nokia смогла благодаря производству электроэнергии. После Первой мировой войны ей грозило банкротство, и Nokia купил ее крупный клиент, компания Finnish Rubber Works, которая боялась утратить доступ к поставкам электроэнергии (вот откуда калоши).
В течение следующих десятилетий Nokia была промышленным конгломератом с разными отделениями, работающими автономно и собравшимися под одной крышей случайно (в самом деле, трудно уяснить для себя связь между обувью, противогазами и станками). Исследуя новые возможности, компания начала инвестировать в предшествовавшие сотовой связи мобильные рации и другие компоненты зарождающегося рынка мобильной связи.
К концу 1980-х — началу 1990-х гигант Nokia, переживший диверсификацию, снова оказался в тяжелом положении, в немалой степени из-за случившей в Финляндии рецессии, которая угрожала самому существованию корпорации. Друзья рассказывали мне, что компанию пытались продать конкуренту — корпорации Ericsson, однако безуспешно.
В 1992 году новый гендиректор Йорма Оллила и его команда приняли решение, которое уже стало легендарным для ее возрождения из пепла. Они поставили все на зарождающийся рынок телекоммуникаций. Компания (наконец-то) продала свои бумажные комбинаты, значительно сократила бизнес потребительской электроники, а в течение некольких последующих лет продала свои «дочки», занимающиеся выработкой электроэнергии, телевидением, шинами и кабелями. Концентрация всех усилий на обеспечении лидирующего положения в быстрорастущем сегменте рынка в мировом масштабе принесло впечатляющие результаты: Nokia продержалась на первом месте в категории мобильных телефонов в течение всех девяностых.
Читайте материал по теме: Компании Sears не впервой оправляться от поражений
Интересно, что (как рассказал мне позднее член исполнительного совета) выбор сделать ставку на мобильные телефоны был гораздо проще, чем последующие решения — в тот период, когда фирма уже достигла успеха на рынке. «В тот момент у нас практически не было нормальных вариантов, поэтому для нас было проще простого агрессивно выйти на рынок мобильных телефонов», — признался он.
Разумеется, все мы знаем, что случилось дальше. Несмотря на потрясающие результаты, которым позавидует не один корпоративный бонза (глобальная доля рынка в 41%? Невероятно!), руководство компании проглядело потенциал бизнеса смартфонов, с их соблазном «интернета в кармане». Они вовремя не вывели на рынок наладонник (который, по иронии судьбы, они на самом деле разработали) и, что еще хуже, соединили бизнес мобильных телефонов и смартфонов под одной «крышей». Последующие события знакомы каждому, кто изучал менеджмент: зрелый бизнес подмял под себя новый зарождающийся. В результате, когда конкуренты вроде Apple и Samsung стремительно завоевывали мир с помощью своих смартфонов, Nokia никак не могла за ними поспеть.
Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль
После неудачных попыток возродить былую славу организация снова приняла жизненно важное решение, продав весь свой бизнес мобильных телефонов корпорации Microsoft, в недрах которой ее ПО и бренд теперь обречены на исчезновение. У Nokia на руках осталось три бизнеса — сетевой, который обслуживает многих мировых лидеров телекоммуникаций; картографический и Nokia technologies, который (ко всеобщему удивлению) снова тихой сапой отвоевывает себе местечко в сфере потребительской электроники с планшетником на основе Android для китайского рынка.
Но подумать только, что, похоже, мы скоро снова увидим легендарную способность этой корпорации к перерождению! Новости о том, что Nokia размышляет о приобретении Alcatel-Lucent, могут говорить о развитии именно в этом направлении. Вместе эти компании могли бы стать тяжеловесами, способными противостоять Ericcson и китайской Huawei. К тому же взаимное дополнение разработанных Nokia и Alcatel-Lucent технологий позволило бы им заполнить пробелы в портфолио. Следовательно, получившаяся структура может стать ключевым игроком в самых быстрорастущих сегментах техномира, таких как стриминг по запросу и облачные сервисы. Информация о возможном превращении телекоммуникационного бизнеса в основной интерес компании подтверждается и недавними слухами о вероятной продаже картографического «крыла».
Этот сценарий нам уже знаком. Выбрать точку приложения усилий, в идеале такую, которая будет быстро расти. Выяснить, как обеспечить нужный масштаб и качества, необходимые для успеха. Продать бизнесы, отвлекающие от основного вида деятельности. Быть готовым на непростые решения. Возможно, история снова повторится.
Читайте по теме: