Что нужно знать, чтобы стать хорошим слушателем | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать, чтобы стать
хорошим слушателем

Эффективность слова зависит не столько от того, кто говорит, сколько от того, кто слушает.

Автор: Сара Грин Кармайкл

Что нужно знать, чтобы стать хорошим слушателем

читайте также

Три секрета успешной дистанционной работы

Анита Уильямс Вулли,  Кристоф Ридл

Хотите создать компанию? Не упустите момент...

Вассерман Ноам

Трудности перехода

Ирина Пешкова

Перестаньте работать с 9 до 17

Ребекка Цукер

«Мы можем практически безоговорочно утверждать, — писали Ральф Николс и Леонард Стивенс в HBR в 1957 году, — что большинство людей не умеют слушать. Уши у них есть, и звуки они прекрасно воспринимают, но не знают, как эффективно использовать эти самые уши, чтобы слушать». Обследовав тысячи студентов и сотни бизнесменов, они убедились, что большинство помнит не более половины услышанного — и это в первые минуты после разговора. Через полгода в памяти остается всего 25%.

В этом отношении мир с 1957 года изменился мало, поэтому я порылась в наших архивах в поисках лучших советов, как отточить искусство слушать. И вот что я выяснила.

«Все начинается с эмпатии, искреннего интереса к словам другого человека», — утверждает Кристин Риордан, проректор и профессор менеджмента Университета штата Кентукки. Эмпатия включает три отдельных поведенческих паттерна. Во-первых, непосредственное восприятие информации — распознание вербальных и невербальных сигналов, которые подает собеседник. Затем обработка информации, когда мы извлекаем смысл из услышанного. И, наконец, ответ — подкрепление того, что сказал ваш собеседник. Подкрепить не значит со всем согласиться, но, кивая, повторяя отдельные моменты из сказанного и т. д., вы показываете, что ничего не упустили.

Имеет смысл записывать главные пункты прямо в тот момент, когда вы их услышите. Рэм Чаран подметил, какой прием помогал Ларри Боссиди, когда тот возглавлял Honeywell. Боссиди вертикальной чертой делил надвое страницу блокнота и слева писал общие заметки, а справа — наиболее важные соображения. Это помогало ему и внимательно слушать, и выделять главное.

Признать свои недостатки. Может быть, вы человек легкий, общительный, настоящий экстраверт? Это прекрасные качества, но, скорее всего, слушать вы не умеете. Вам некогда — вы все время говорите сами. Или вы живете в постоянном напряжении, не выпускаете из рук смартфон, календарь перегружен. Все верно? Опять то же самое — невозможно слушать, когда вас отвлекает мерцание экрана и через пять минут надо бежать на новую встречу. Чтобы стать хорошим слушателем, нужно прежде всего познать самого себя.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Обращайте внимание на ситуации, когда вы отвлекаетесь, постарайтесь понять, что именно вас отвлекло. Это совет Эми Джен Су и Мюриэл Уилкинс, коучей и соавторов книги «Own the Room». Вы перестаете слушать, потому что торопитесь ответить? Или вы прислушиваетесь не столько к собеседнику, сколько к собственному внутреннему голосу? Невозможно внимательно слушать, когда думаешь о чем-то другом. Обнаружив помеху, просто сделайте пометку — не надо задумываться над проблемой, винить себя, а то вы так и не начнете слушать: просто переключите внимание снова на то, что говорит ваш собеседник.

Николс и Стивенс выделили еще один фактор, мешающий человеку слушать: эмоции. Чувства помрачают восприятие. Обнаружив у себя эмоциональную реакцию, воздержитесь от оценок и поищите сначала факты, которые могли бы опровергнуть вашу позицию. «Если настроить свой разум на поиск фактов и идей, доказывающих не только нашу правоту, но и наши заблуждения (свою правоту человек, как правило, доказать умеет), мы не так много упустим из сказанного собеседником».

Мы склонны «делиться» с огорченным или возмущенным человеком собственными эмоциями, а это значит, что мы не слушаем, а говорим. Или же мы кидаемся решать проблему (опять же говорим). Или же нам столько раз говорили: «Не надо решать проблему, просто выслушай меня», что мы замыкаемся и молчим, а в итоге бедолага опять-таки не получает сочувствия. Итак, лучший способ слушать человека, которому нужно выплеснуть эмоции, — это задавать вопросы», — пишет Марк Гоулстон, психиатр, автор книги «Я слышу вас насквозь». Помогите человеку выразить гнев и разочарование, и тогда он сам сможет разобраться в своих бедах. Спрашивайте его: «На что ты больше всего сердишься?», «Что тебя тревожит?» — и он увидит, что вы внимательно слушаете и в итоге вы доберетесь до источника проблемы.

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Николс и Стивенс напоминают о главной трудности процесса слушания: все мы думаем быстрее, чем говорим. Из уст вылетает примерно 125 слов в минуту, а нейрон успевает выстрелить до 200 раз в секунду (вот почему трудный разговор нужно переводить в замедленный режим). Дайте мозгу какое-нибудь другое задание, пока слушаете: записывайте ключевые мысли, присматривайтесь к невербальным сигналам, пытайтесь понять, о чем говорящий умалчивает, взвешивайте полученные факты.

«Эффективность слова зависит не столько от того, кто говорит, сколько от того, кто слушает», — подытоживают Николс и Стивен. Прошли десятилетия, а это все так же верно. Многие люди так и не превратятся в замечательных ораторов. Но лучшими слушателями могли бы стать все мы.

Читайте по теме: