Простая матрица, которая поможет мудро проводить нерабочее время | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Простая матрица, которая поможет мудро проводить
нерабочее время

Как правильно тратить время и силы на семейные дела

Автор: Эми Джен Су

Простая матрица, которая поможет мудро проводить нерабочее время
NeONBRAND / Unsplash

читайте также

Сплошная ложь: почему корпоративные ценности часто оказываются профанацией

Григорий Финкельштейн

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Что делает совет директоров успешным

Зонненфелд Джеффри

Секрет стойкости: где найти силы, чтобы справиться с неудачей

Карен Диллон,  Роб Кросс

На сеанс коучинга Кэрол пришла крайне уставшей. Как ИТ-руководитель компании, она испытывала постоянную нехватку времени, и эта неделя началась с сильного стресса. «Я сдвигаю горы, чтобы во вторник закончить работу пораньше, ведь мне нужно отвезти дочь на футбольную тренировку, — поделилась Кэрол. — А в итоге я вижу, что ей неважно, приехала я или нет. Если я не иду на тренировку, чувствую себя виноватой; если иду — чувствую себя ненужной. Патовая ситуация». Она рассказала, что это ее очень расстраивает, вот уже второй день ей сложно сосредоточиться, и это мешает и в рабочих, и в домашних делах.

Такой сценарий достаточно распространен, особенно среди работающих родителей. Я и сама его проходила. Мы задаем себе высокую планку ожиданий и в работе, и в семье — хотим быть эффективными и успешными, стремимся наилучшим образом использовать свои ограниченные временные ресурсы. Если время потрачено зря, нам кажется это двойным провалом.

Ранние годы детства ребенка — очень утомительный для родителей период, и тем не менее, чем младше ребенок, тем проще. Новорожденному нужно в первую очередь питание, забота и любовь, и все в этом списке очевидная необходимость. Дети растут, идут в школу, становятся подростками, и родителям сложнее понять, чему им стоит уделять больше внимания и что будет полезнее всего для ребенка. Жонглируя рабочими и домашними делами в постоянном цейтноте, мы часто сомневаемся: правильно ли мы распределяем свое время и энергию с детьми, особенно когда они становятся старше? Чтобы развеять сомнения, нужно ответить на два вопроса.

Определите свой вклад в родительство и свои основные родительские интересы

Вместо того чтобы испытывать чувство недооцененности или вины из-за времени, которое вы проводите или не проводите со своими детьми, вы можете проактивно регулировать свою родительскую энергию. Я порекомендовала Кэрол использовать подход, который практикую в среде руководителей: приоритизировать задачи по степени их влияния и по степени интереса к ним. Для этого необходимо ответить на вопросы о каждом своем ребенке:

  1. Степень влияния: Какие дела, задачи и виды поддержки наиболее ценны для моего ребенка в текущий момент?

  2. Степень интереса: Какие дела, задачи и виды поддержки дают мне наибольшую мотивацию, вдохновение и прилив сил?

При помощи этих двух критериев создайте матрицу решений размером 2×2, которая поможет понять, как распределить свое время с детьми.

Квадрант 1. Высокая степень влияния/Высокая степень интереса

В этом квадранте располагаются ваши лучшие минуты общения с детьми: они имеют значение для вашего ребенка и придают вам энергии. Когда Кэрол изучила собственные ответы на вопросы выше, она обнаружила, что лучшие занятия для совместного времяпрепровождения связаны с их общим интересом к технологиям, пробежками, изучением интересных для дочери вещей. В таких занятиях ощущается истинная связь между ребенком и родителем. Кэрол согласилась начать инвестировать свое родительское время в занятия, попавшие в первый квадрант.

Квадрант 2. Высокая степень влияния/Низкая степень интереса

Занятия из второго квадранта представляют большую сложность: в них нуждаются ваши дети, но для вас они оказываются энергозатратными. Не стоит прекращать ими заниматься, однако нужно стремиться к тому, чтобы они отнимали меньше сил, или искать дополнительные ресурсы для их выполнения. К примеру, Кэрол поняла, что ее утомляет заполнение школьных документов, — зато ее муж не против это делать. Они сравнили свои дела по степени влияния и интереса и искали совпадения между ее квадрантом 2 и его квадрантом 1, и наоборот. Если у работающей пары есть няня, это дает дополнительные возможности оптимизировать свои ресурсы.

Квадрант 3. Низкая степень влияния/Высокая степень интереса

Интересы и потребности детей постоянно меняются. Третий квадрант — опасная для родителей зона: зачастую они находят совместные занятия, которые интересны им самим, а не детям. Хуже того, это может оказывать излишнее давление на ребенка, поскольку он понимает, как это важно для вас.

Крайне важно регулярно сверяться со своими детьми и узнавать, как с возрастом меняется их отношение к совместным занятиям. Как работающий родитель я завела ежегодный ритуал для себя и своего сына: перед началом учебного года я прошу его назвать три самые важные для него вещи, которые я делаю для него как мама. Когда он был младше, я составляла список вещей, которыми мы занимались вместе, и просила пометить звездочкой три его самых любимых занятия. Сейчас он стал старше, и мы перешли к открытому диалогу. Чтобы понять, что полезнее всего для нас обоих, я соединяю самые ценные для него занятия с самыми интересными для себя.

Мне было удивительно наблюдать, как с годами менялись его ценности. Когда он был маленьким, даже при наличии няни ему больше всего нравилось, когда я его отвозила в школу или забирала домой, приходила к нему на секцию карате и укладывала спать. Сейчас он подросток, и ему не нравится, когда я приезжаю за ним в школу! Больше всего он ценит мое присутствие на волейбольных турнирах в выходные дни, особенно на загородных.

Обсуждая совместные занятия с ребенком на каждом его новом возрастном этапе и не привязываясь к прошлым привычкам, я могу оставаться в первом квадранте, а не в третьем.

Квадрант 4. Низкая степень влияния/Низкая степень интереса

Когда вы завалены делами и стараетесь все успеть, вы можете перейти в режим автопилота, а это не добавит вашим занятиям ни ценности, ни интереса. Родители часто начинают действовать по привычке и продолжают начатое без переоценки. Это верный путь к усталости и разочарованию, как это получилось у Кэрол с футбольными тренировками ее дочери. Она настолько привыкла к посещению этих тренировок по вторникам, что не заметила, как это перестало приносить удовольствие и ей, и ее дочери.

В квадранте 4 лучше прекратить те занятия, которые больше не важны ни вам, ни вашим детям. Это позволит вернуть себе драгоценное время.

Работайте над календарем

Работа с квадрантами — лишь первый шаг. Без создания плана по претворению своих открытий в реальность все самые прекрасные намерения по проведению времени с детьми будут похоронены в ваших списках дел. Работайте со своим календарем, чтобы выделить время для занятий из квадранта 1 и защитить его от вмешательств.

Бронируйте время

Бронируйте места в календаре для важных школьных событий (например, спектаклей или родительских собраний) сразу, как только узнаете о них. Это решение неидеально, ведь за несколько недель могут возникнуть командировки или другие препятствия; однако такое проактивное планирование поможет вам заранее обсудить с детьми, когда вы не сможете где-либо присутствовать.

Выделяйте цветом

Цветовая разметка календаря поможет вам взглянуть на полную картину вашего времени. Кэрол помечала оранжевым цветом занятия из квадранта 1, и это позволило ей отслеживать общую динамику процесса вместо того, чтобы ожидать от себя идеального результата каждую неделю. Разметка нужна не для того, чтобы почувствовать себя виноватым (как часто бывает с работающими родителями). Она помогает настроить свою занятость в соответствии с потребностями.

Ведите активный диалог

Даже самая лучшая приоритизация и планирование не заменят активные беседы с детьми, которые помогут сохранить вовлеченность и гибкость перед лицом изменений.

Делайте обзор своего расписания

В течение года собирайтесь всей семьей, чтобы обсудить грядущие события календаря. Если у вас дети старшего возраста, вы можете выбрать день и время (например, воскресный завтрак), когда каждый из вас достает календари и ноутбуки и рассказывает о событиях следующей недели. Если у вас несколько детей, такой обзор поможет справиться с ревностью и конкуренцией между ними за родительское внимание и справедливо распределить время.

Для детей младшего возраста используйте более наглядные методы — например настенный календарь или доску для рисования, обозначьте время своей работы и другие обязанности. Зачастую дети больше всего страдают от неопределенности и невозможности понять, в какое время вы бываете дома.

Разговаривайте

Регулярно разговаривая с детьми о том, как вы проводите время, вы даете им хорошую модель коммуникации и знакомите с практиками управления временем. Если вам не хватает времени, которое вы проводите вместе, не пускайте все на самотек, не игнорируйте проблему, а поговорите об этом. Попросите детей предложить свои идеи и подумать, как вы могли бы чаще бывать вместе. Дайте им возможность увидеть, как при нехватке времени вы обращаетесь за помощью к другим членам семьи, соседям, супругу или супруге.

Кэрол почувствовала, что она обрела больше контроля и стала работать более эффективно, как только стала советоваться с семьей по поводу своего родительского времени. Вместе с дочерью они договорились, что Кэрол больше не стоит уходить с работы пораньше для футбольной тренировки. Вместо этого дочь предложила спокойно дорабатывать и приезжать за ней после тренировки. По словам дочери, самыми ценными минутами для нее была поездка в машине после занятий — те моменты, когда они могли поговорить наедине и обсудить, как прошел день, в спокойной обстановке.

***

Надеюсь, что эти практики помогут и мне, и всем работающим родителям, обрести уверенность в управлении своим временем и не чувствовать себя виноватыми, когда его не хватает. Такие изменения позволят нам стать более энергичными на работе и развивать отношения со своими растущими детьми.

Статья написана по материалам книги «Getting It All Done», которая опубликована в серии HBR Working Parents.

Об авторе

Эми Джен Су (Amy Jen Su) — сооснователь и управляющий партнер консалтинговой компании Paravis Partners, коуч руководителей высшего звена, автор книг «Own the Room: Discover Your Signature Voice to Master Your Leadership Presence» (в соавторстве с Мюриэл Меньян Уилкинс) и «The Leader You Want to Be: Five Essential Principles for Bringing Out Your Best Self—Every Day».