Чтобы быть хорошим наставником, одного опыта явно недостаточно | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы быть хорошим наставником, одного опыта
явно недостаточно

Коучинг и менторство сейчас на гребне популярности — и это неспроста.

Автор: Энди Молински

Чтобы быть хорошим наставником, одного опыта явно недостаточно

читайте также

Как все-таки улучшить настроение

Дмитрий Жуков

Опыт Huawei: когда совместное владение акциями успешно работает

Дэвид Де Кремер

Что мы знаем о ложных новостях

Дениз-Мари Ордуэй

Быстрый успех, медленный провал: чего не хватает распределенным командам

Дэвид Уэгспэк,  Мари-Луиз Морс

Коучинг и менторство сейчас на гребне популярности — и это неспроста. На пути карьерного роста человек постоянно встречается с вызовами, требующими повышения навыков и выхода за зоны комфорта. Робким руководителям нужно научиться произносить мотивирующие речи; склонным избегать конфликтов менеджерам надо овладеть искусством доносить плохие новости; а скромным соискателям работы требуется умение преподносить и продвигать себя при налаживании деловых связей.

Причем менторство не ограничено лишь корпоративным миром. Оно весьма распространено в сфере образования, религии, спорта и благотворительных организаций. Повсюду люди с богатым жизненным опытом становятся наставниками и коучами, чтобы помочь менее опытным собратьям быстрее добиться профессиональных и личных высот.

По крайней мере таково их намерение. У меня есть опасения, что в реальности все не так-то просто, поскольку нередко от коучинга больше вреда, чем пользы. Проблема в убеждении, что само обладание опытом делает из вас хорошего наставника. Из моих наблюдений за менторами (и даже из собственных усилий по коучингу молодых профессионалов и руководителей) я вывел, что в этом деле большой опыт может оказаться помехой. Когда мы беремся за коучинг или менторство, мы должны отдавать себе отчет в том, каким образом наш опыт может помешать другим. Без этого понимания мы рискуем достичь лишь отрицательных результатов и испорченных отношений.

Первая проблема опыта лежит в сфере эмоций. Обычно нас выбирают в наставники из-за нашей компетентности, и это в общем и целом хорошо. Но эта искушенность может стать помехой, если из-за нее мы начинаем отставать и не осваивать новые сложные навыки (ведь нам уже нечего осваивать). Когда человек пытается овладеть новым умением, это может быть по-настоящему трудно. Он волнуется, излишне рефлексирует, стесняется, возможно, даже приходит в замешательство и злится. Нужно немало деликатности и мудрости, чтобы дать правильный совет, вовремя вмешаться, предложить подходящие подбадривающие слова и понять, как поддержать в ученике уверенность в себе. Однако если вы уже давно не были на его месте и не можете проявить подлинную эмпатию, возможно, одна из основных сторон обучения — эмоциональная — попросту будет упущена.

Читайте материал по теме: Порой коллеги — лучшие коучи

Более того, будучи ментором с большим опытом, вы сами рискуете проявить свою эмоциональную несостоятельность, если не сможете или не захотите выразить собственную уязвимость в сфере обучения новым сложным навыкам. В наставнических отношениях люди хотят, чтобы более опытная сторона могла представить себе чувства противоположной. Подопечные хотят слышать, что у вас тоже не все было гладко, что вы понимаете, через что они проходят. Это помогает укрепить связь между вами, а также убеждает человека, что все его проблемы нормальны и естественны. Но если как ментор вы слишком озабочены поддержанием имиджа безукоризненного гуру и не желаете показать свою собственную уязвимость, вы упускаете прекрасную возможность глубокой связи с вашей клиентом.

В добавление к этим эмоциональным барьерам опытные менторы часто страдают нереалистичными ожиданиями по поводу того, как выглядит типичный процесс познания. Поскольку они всему научились очень давно, им свойственно забывать, что успех приходит не сразу. При приобретении нового навыка у людей наблюдается весьма неравномерный прогресс. Например, у меня была ученица-иностранка, которую я обучал тому, как проходить собеседование в США. В своих первых шагах она была весьма успешна, и я как наставник был очень рад — за нее и, признаюсь, за себя тоже! Но когда при следующих попытках наступили проблемы, я почувствовал фрустрацию и отметил эти события как «провал». Я задавал себе вопрос: «Как же так получилось, если первые шаги были правильными?» Сейчас я уверен, что это смятение и разочарование «просочилось» в наше общение, и это не было полезно для моей клиентки. Напротив, мои чувства создали определенное напряжение в отношениях.

Читайте материал по теме: Опасность созависимости

Исключительно важно отмечать любые успехи, пусть даже преходящие и незначительные. Многие коучи (включая меня) сразу спешат поставить вопрос о следующем шаге, вместо того чтобы остановиться и порадоваться уже имеющимся (пусть и небольшим) достижениям. Это неумение праздновать малые победы может лишить менторов ценных возможностей поддержать уверенность подопечного в своих силах, которая часто не менее важна, чем само приобретение ценных навыков.

Последняя ловушка, в которую попадают опытные менторы, — это сравнение людей. Кто из нас не пытался сравнивать одного человека с другим — сотрудников, студентов или даже собственных детей? Сравнение — искушение, которого трудно избежать, но в случае с коучингом оно особенно разрушительно. Когда мы сравниваем одного специалиста с другим (или даже с самим собой), мы можем не заметить реальных признаков прогресса. На одного мы навешиваем ярлык двоечника, а на другого — отличника, когда на самом деле вполне возможно, что первый человек достиг положительных изменений в чем-то другом. Попадая в западню сравнения, мы рискуем упустить важные детали на пути тех людей, которым сами же пытаемся помочь.

Будучи наставниками, мы хотим, чтобы наш богатый жизненный опыт и экспертные знания послужили на пользу тем, с кем мы работаем. И если мы будем уделять внимание подводным камням нашей опытности, это поможет нам добиться обещанных результатов.

Читайте по теме: